И.Я. Вишняков. Портрет С.Э. Фермор. 1749/50?

Серьезно и чуть грустно глядит куда-то вдаль, мимо нас, десятилетняя Сара Элеонора Фермор, дочь графини Брюс и шотландского дворянина Виллима Фермора, связавшего свою жизнь с Россией и руководившего в 1740–50-е годы Канцелярией от строений.

Легким, невидимым касанием кисти вылеплено лицо Сары, так живо, что кажется осязаемой нежная кожа ее бледных щек и тепло алых губ, а в ее темных блестящих глазах можно уловить трепет жизни чистой души ребенка.

На девочке нарядное платье из серебристо-голубого муара, ее напудренные волосы уложены в модную прическу. В тонкой руке Сара, подобно взрослой даме, чинно держит веер. Платье девочки передано иллюзорно-вещественно, легко можно узнать вид ткани, но цветы по муару рассыпаны без учета тяжелых складок. Рядом с обязательными атрибутами парадности (колонной и драпировкой) автор портрета Иван Вишняков пишет созвучный образу девочки легкий изящный пейзаж с двумя деревцами, хрупкими, как и сама Сара.

Внимательно вглядываясь в картину, можно заметить некоторую скованность движения изображенной, плоскостность форм и сжатость пространства. В портрете словно присутствует некая иконная торжественность, отзвуки средневековой традиции, которые гармонично сочетаются с изысканной живописью и одухотворенностью образа маленькой Сары.