Уроки 52-53. Проект «Дневник наблюдения за растением», 2 часть (оформление презентаций и подведение итогов)

Практическая цель проекта – наблюдение за ростом растения, фиксация наиболее важных моментов развития растения и оформление результатов наблюдения в виде презентации.

Методическая цель проекта – учить детей вести наблюдение, выделять в непрерывном процессе дискретные, наиболее важные моменты, фиксировать процесс наблюдения, продолжать учить детей создавать презентации в программе PowerPoint, а также выступать с докладом.

План проведения 2 части проекта

  1. Детальная проработка страниц презентации – вставка фото и создание текста.
  2. Выступления ребят.

Второй и третий урок проекта

Место второго и третьего уроков в планировании в некоторой степени условно. Мы поставили их в самом начале 4 четверти. Однако вы можете перенести эти уроки пораньше или попозже, как только все дети вырастят свои растения и закончат наблюдения. Можно разбить второй и третий урок – второй урок провести сразу после окончания наблюдения. Наверняка большинство детей закончит за второй урок работу с презентацией, остальным можно дать неделю на ее доработку. После того как все ребята закончат работать со своей презентацией, можно провести третий урок и на нем посмотреть наиболее интересные работы.

Второй урок

Детальная проработка страниц презентации – вставка фото и создание текста

На втором уроке дети дорабатывают свои презентации. Как мы говорили, хорошо бы дети приносили файлы с фото заранее и заранее закачивали их на свои компьютеры (в специально отведенное вами место). Дело в том, что в ходе этого процесса многим ребятам наверняка понадобится ваша помощь и тогда перемещение фото отнимет от урока слишком много времени.
Итак, ребята начинают заполнять свои слайды информацией: фото, текстом, заголовками, а вы проходя по классу консультируете детей. Собственно сама работа эта детям знакома, почти то же самое они делали в 1 классе в проекте «Мой лучший друг». Поэтому мы просим вас обратить особое внимание на отбор наблюдений, которые должны войти в презентацию. Как мы говорили, ребята должны зафиксировать начальный и конечный момент наблюдения и фиксировать наблюдения в среднем каждые 2-3 дня. Поэтому у ребят может оказаться больше десятка наблюдений и соответственно фото. Как вы понимаете, делать презентацию слишком большой (больше 7-10 слайдов) не имеет смысла – дети при просмотре ее постепенно потеряют интерес. Поэтому просмотрите с каждым ребенком набор его фото. Выделите те фото, на которых действительно зафиксированы важные изменения в развитии растения. Именно эти фото должны стать основой для соответствующих слайдов (конечно, первое и последнее фото надо включить в любом случае). Таким образом, мы надеемся, детям удастся сформировать не слишком длинную, но интересную и содержательную презентацию.

В этом проекте можно делить работу не по слайдам, а по типу информации. Поэтому сначала можно заготовить столько страниц слайдов, сколько выбрано наиболее значимых наблюдений. Затем на всех слайдах удобно сделать общий заголовок. Теперь на каждый слайд можно вставить соответствующие фото. После этого можно делать подписи к слайдам. Проходя по классу проследите за тем, чтобы подписи были не слишком длинными – 2-4 предложения. В этом случае можно будет подобрать шрифт так, чтобы они были хорошо видны.

Если сильные дети и часть средних учеников успеют на уроке закончить свою презентацию, то можно остальным детям дать одну-две недели на доработку презентации, а третий урок целиком отвести на просмотр и обсуждение презентаций. Если большинство ребят на втором уроке презентацию закончить не успели, возьмите на эту работу еще пол-урока. На второй половине третьего урока вы успеете посмотреть несколько самых интересных презентаций. Если класс очень медлительный, можно взять на доработку презентации и целый урок, но тогда придется отдельно продумать процесс просмотра и оценивания работ. Один из вариантов – взять еще один урок, посвященный просмотру и оцениванию работ. Другой вариант – перенести просмотр презентаций на урок окружающего мира, присовокупив его к подходящей теме. В таком случае работы будет показывать учитель, используя их как наглядные пособия.

Третий урок

Выступления ребят

Конечно, на одном уроке вы не успеете просмотреть все 15 презентаций группы (мы рассчитываем, что одна презентация с обсуждением будет длиться около 5-7 минут). Поэтому между вторым и третьим уроком вам стоит просмотреть все работы ребят и выбрать из них наиболее разнообразные и интересные. Вы заметите, что некоторые работы получились очень похожими, особенно часто так бывает, если ребята выбрали одно и то же растение. Из группы похожих работ стоит выбрать одну наиболее качественную – ту в которой сделаны удачные фото и красиво оформлены слайды. Именно ее лучше всего показывать всему классу. В результате такого отбора у вас, скорее всего, как раз останется 5-8 работ. Авторов этих работ нужно попросить выступить с презентацией на третьем уроке. Как обычно, сами выступления можно не оценивать, разве что поставить ребенку дополнительную пятерку, если он выступил удачно. Если вы все же решите включить в оценку качество выступления, не судите детей слишком строго, ведь выступать с докладом и представлять свою работу они пока только учатся. К качеству фото тоже особо не стоит придираться. Понятно, что если ребенку с фотографированием помогали родители, то фото получились более качественные, если он делал их сами – менее качественные. На оценку это не должно влиять никак. Таким образом, наиболее пристальное внимание при оценке работ мы предлагаем обратить на качество наблюдения и качество создания презентации. В понятие «качество наблюдения» мы вкладываем следующие аспекты:

  1. Правильно ли выбраны зафиксированные моменты наблюдения. Так ребенок мог пропустить некий момент важный для развития растения или наоборот, зафиксировать два наблюдения ничем почти не отличающиеся.
  2. Правильно ли сделаны подписи, не противоречит ли текст картинке.
  3. Правильно ли ребенок ухаживал за растением. Возможно на фото будут отражены некоторые детали, которые подскажут, хорошо ли ребенок ухаживал за своим растением – достаточно ли ему было тепла, света, воды, места и т.д. Если фото на эти вопросы ответов не дает, можно попросить ребенка это пояснить в ходе презентации.

Конечно, для оценки качества наблюдения лучше всего пригласить эксперта – учителя биологии.
Оценка качества презентации – знакомое ребятам дело. Сюда входит: правильный отбор текстового материала, правильное размещение материала на странице, грамотный выбор размера фото, а также размера и цвета шрифта. Поскольку вы будете выбирать для показа самые лучшие работы, число различных ошибок в них будет минимальным. В таких случаях стоит обращать внимание класса на сильные стороны работы, чтобы ребенок впоследствии понимал, какие ошибки допущены в его работе. Те работы, которые не просматривались всем классом лучше обсудить с авторами в индивидуальном порядке – пояснить почему поставлена та или иная оценка, какие недостатки есть в работе и какие у нее сильные стороны.