Комментарий методиста  

Е.Э. Горяиновой к уроку

учителя русского языка и литературы

Арсеничевой Е.А.

 

Тема урока: «В поисках пути праведного…» (по рассказам Н.С. Лескова «Приведение в Инженерном замке» и «Томленье духа»)

Тип урока  - урок внеклассного чтения

Материалом урока послужили рассказы Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке» и «Томленье духа», не включенные в школьную программу, но продолжающие тему праведничества, изучаемую на примере повести «Очарованный странник». Цель урока – познакомить учащихся с идейным содержанием рассказов, выявить художественное своеобразие стиля писателя; развивать познавательные интересы, умения анализа эпического произведения;  формировать нравственный потенциал личности учащихся на примере православных заповедей.

Учитель строит анализ произведений вслед за автором, последовательно рассматривая сюжеты двух рассказов. На уроке использован дополнительный материал: дидактические карточки с пояснением значения ключевых слов, комментарий к цитатам из Евангелия; фрагменты видеофильма, выполненного самими учащимися.

Тема рассматривается в течение двух часов.

Урок 1

Ход урока

1. 0.00 – 4.11. Вводная часть. Общая характеристика рассказа «Привидение в Инженерном замке».

После объявления темы и цели урока учитель обращается к личностно значимому для учащихся вопросу: «Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать чувство вины, собственной неправоты?». Этот вопрос, решаемый на материале творчества Н.С. Лескова, станет лейтмотивом урока.

Затем ученики под руководством учителя дают общую характеристику рассказу «Привидение в Инженерном замке», выясняя историю создания, реальную основу произведения, особенности жанра «святочного рассказа», смысл упоминания в произведении исторических личностей императоров Петра 1 и Павла.

2. 4.11 – 25.08. Анализ рассказа «Приведение в Инженерном замке» вслед за автором.

Этот этап занимает основное время первого часа занятия. Учащиеся шаг за шагом выясняют развитие сюжета, значение ключевых эпизодов. Основное внимание учитель удаляет нравственному содержанию рассказа.  Мистический сюжет произведения скрывает глубокие православные проблемы: что есть совесть, раскаяние, прощение, добродетель, истинная любовь к ближнему. Интересным приемом является обращение к этимологии слова «совесть», т.е. весть свыше.  Учитель отбирает для анализа наиболее значимые эпизоды, среди них – кульминационная сцена: появление жены покойного генерала в облике привидения. Поведение жены генерала воплощает библейскую заповедь: «Возлюби врага своего».

3. 25.08 – 26.39. Предварительные выводы по рассказу.

Учащиеся формулируют и записывают в тетрадь жизненные уроки, которые получили герои рассказа: 1. от священника – о совести; 2. от вдовы – об умении прощать и любить.

1.      26.39 – 31.41.  Общая характеристика рассказа «Томленье духа».

Прежде чем обратиться к анализу «Томленья духа», учитель выясняет, почему   взят именно этот рассказ. Ученики находят общность в проблематике, в возрасте героев, в образах наставников. Кроме того, оба рассказа написаны в форме воспоминаний. Обратившись к дидактической карточке, учащиеся дают толкование словам, входящим в название рассказа, определяют связь названия с содержанием рассказа.

5. 31.41 – 38.46. Анализ рассказа «Томленье духа».

Учитель с помощью вопросов направляет анализ рассказа «Томленье духа».  После определения главных героев ученики выявляют элементы сюжета: экспозицию (знакомство с героями рассказа), завязку (проступок мальчика и клятва друзей), развитие действия. Кроме того, содержание рассказа соединяется с библейскими заповедями. Например, интересно рассуждение ученицы о клятве детей: «Клятва заставила томиться дух человека. Она лишила детей свободы. Дети стали невольниками клятвы». Тут же находится цитата из Библии: «Не клянись…»