Пересветов Иван Семёнович – писатель-публицист, идеолог дворянства.

 

 

Пересветов Иван Семёнович – писатель-публицист, идеолог дворянства. Служил в Литве; около 1539 г. выехал в Россию. В 1549 г. передал Ивану IV свои сочинения. Выступал за укрепление самодержавия, военную реформу, присоединение Казанского ханства.

 

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»

 

***

 

Пересветов (Иван Семенович) – публицист конца XVI и начала XVII в.; приехал в Москву из Литвы, служил у «короля венгерского и чешского» и оставил два произведения: «Сказание о царе турском Магмете како хоте сожещи книги греческие и Сказание о Петре Волосском воеводе, како писал похвалу благоверному царю и великому князю Ивану Васильевичу вся Руси» (имеет целью доказать правоту греческой веры) и «Епистола к Иоанну IV». В последнем, кроме автобиографических данных о самом составителе (называющем себя потомком Пересвета), интересно стремление автора оправдать поступки Грозного и выяснить состояние России в царствование Иоанна IV. Автор высказывается за уничтожение воеводских кормлений, местничества, несвободного состояния.

 

Источник: http://rulex.ru/01160236.htm

 

***

 

Пересветов Иван Семенович (сер. XVI в.) - писатель-публицист. Выходец из вел. княжества Литовского, дворянин, отслуживший в наемных войсках в Польше, Чехии и Венгрии, Пересветов в 1538 или 1539 переехал в Россию, получил небольшое поместье, к-рое вскоре оскудело из-за тяжбы с «сильными людьми» - боярами. Оказавшись «наг и бос, и пеш», он потерял возможность остаться на государевой службе и находился под угрозой превращения в холопа. В 1549 обратился к Ивану IV Грозному с двумя челобитными с изложением обширной программы реформ. Выступая против засилья бояр, Пересветов призывал царя создать мощное постоянное войско по образцу Османской империи и покончить с закабалением холопов. Порабощенных воинов Пересветов предлагал освободить и создать из них «царев полк», наподобие янычар султана. Поддерживал идею завоевания Казанского ханства и советовал отменить местничество. Заявляя, что власть самодержца должна быть сильна («не мочно царю без грозы быти»), явился предтечей опричного террора. Хотя воззрения Пересветова отличались стройностью, продуманностью и во многом совпали с политикой правительства. Ф. Адашева, он, тем не менее, предлагал реформы в то время, когда реальная власть находилась у Боярской думы, а царь еще не был Грозным. Своими сочинениями Пересветов заявил об особых требованиях и интересах дворянства. Не имея доступа к власти, не сделал карьеры и умер в безвестности.

 

А. П. Шикман.

 

Источник: http://hrono.ru/biograf/peresvetov.html

 

***

 

Пересветов Иван Семенович – писатель-публицист, представитель русской общественно-политической мысли середины XVI в. Выходец из русских земель, захваченных Литвой, «королевский дворянин» литовского двора. В 20-30-х гг. служил в отрядах польско-литовского войска, принимал участие в войне за венгерскую корону. В конце 1538 г. выехал на Русь. В конце 1549 г. обратился к Ивану IV Васильевичу и передал ему «две книжки» своих сочинений, возможно «Сказания о Магмет-Салтане и царе Константине», а также «челобитные». Дальнейшая судьба писателя неизвестна. Есть предположение, что Пересветов погиб во время антиеретических процессов. В своих сочинениях выступал обличителем боярства, стоял за удовлетворение основных требований дворян. Продвижение по службе, по его словам, должно было происходить в соответствии «с личной выслугой», а не «породой». Пересветов ратовал за создание постоянного войска стрельцов «огненного боя» численностью в 30 тысяч человек, был сторонником наступательной политики в отношении Казанского ханства. Во внутренней политике отстаивал необходимость сильной самодержавной власти, а его программа государственных реформ совпадала в значительной степени с политикой Избранной pады. Пересветов не выступал против крепостнических отношений, но высказывался против холопства и кабальной зависимости. Он критиковал внутрицерковные порядки в государстве, утверждая, что Бог любит больше не веру, а правду. Пересветов придавал большое значение книгам и философской «мудрости», которыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований. Сочинения Пересветова написаны простым энергичным языком, почти свободным от элементов церковной речи.

 

В. В. Богуславский, В. В. Бурминов.

 

Источник: http://hrono.ru/biograf/peresvetov.html

 

***

 

Пересветов Иван Семенович (XVI в.), писатель, публицист, «королевский дворянин» Великого княжества Литовского. Служил литовским и молдавским государям; около 1539 г. выехал в Россию. В 1549 г. передал царю Ивану IV свои сочинения. В списках сохранились произведения Пересветова «Сказание о книгах», «Сказание о Магмет-салтане», «Сказание о царе Константине», «Первое и второе предсказания философов и докторов», Малая и Большая челобитные и его переделка «Повести о взятии Царьграда турками» Нестора-Искандера. В них он развивал свою концепцию государственной власти: основа державы - «правда» (справедливость), а «коли правды нет, то и всего нет». Пересветов призывал царя опираться на «воинников», награждая их по заслугам, а не по знатности рода; перевести все должностные лица с «кормлений» на государево содержание, строго наблюдая за честным исполнением ими своих обязанностей и жестоко карая за «воровство»; отказаться от закабаления и всяких форм полного порабощения (подневольные люди суть плохие воины). Видя истинный долг христианского государя в борьбе в «неверными», писатель призывал Ивана IV к покорению Казани.

Выступал за сильную самодержавную власть, создание постоянного войска. Защищал интересы неродовитого дворянства.

 

Источник: http://hrono.ru/biograf/peresvetov.html

 

***

 

Пересветов Иван Семенович (гг. рождения и смерти неизвестны), писатель-публицист, представитель передовой русской общественно-политической мысли середины XVI в. Выходец из западнорусских земель, «королевский дворянин» Великого княжества Литовского. В 20-30-х гг. XVI в. служил в польско-литовских войсках. В конце 1538 или начале 1539 г. через Молдавию выехал на Русь. В конце 1549 г. Пересветов передал свои сочинения («две книжки») Ивану IV Васильевичу Грозному. В сочинениях (сохранились в списках XVII в.), изложенных в виде сказаний о взятии Царьграда Магмет-Салтаном, Пересветов выступает обличителем боярства, за удовлетворение основных требований «воиников», то есть дворян. Продвижение по службе, по Пересветову, должно было происходить в соответствии с личной выслугой, а не «породой». Пересветов обличал вельмож и призывал к царской «грозе». Был сторонником наступательной политики по отношению к Казанскому ханству. Пересветов отмечал симпатии к России порабощенных турками славянских народов. Во внутренней политике отстаивал необходимость сильной самодержавной власти. Его программа государственных реформ совпадала в значительной степени с политикой Избранной рады. Однако утверждение Пересветова, что «правда» выше «веры», а также осуждение им всякого «закабаления» не могли быть одобрены Иваном IV. Высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. Придавал огромное значение книгам и философской «мудрости», которыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований. Соч. Пересветова написаны простым, энергичным языком, почти свободным от элементов церковнославянской речи, близким к фольклору и устной речи.

 

Сочинения: Сочинения, М.-Л., 1956.

 

Литература: Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958.

 

Зимин А. А.

 

Большая советская энциклопедия

 

***

 

Пересветов, Иван Семенович – русский писатель-публицист XVI в., идеолог дворянства и «сильной власти» времен Ивана Грозного. Год и место рождения неизвестны, предположительно – выходец из русских земель, входивших в Великое Княжество Литовское. Род свой вел от монаха Троице-Сергиевой лавры Пересвета (участника Куликовской битвы 1380 г.), но документальных подтверждений тому нет.

Первую половину жизни И. С. Пересветов провел в военных походах, служа наемником польского короля, участвовал в войнах Фердинанда I Чешского и Яноша Запольни за венгерскую корону, побывал в Венгрии и Молдавии.

В Московских землях появился не ранее 1538 г., когда он обратился с предложением к московскому боярскому правительству создать мастерскую по производству щитов (так называемого «македонского образца») для русского войска. Мастерская, курируемая бояриным М.Ю.Захарьиным, просуществовала недолго, и в течение последующих десяти лет Пересветов исполнял всякие «государевы службы», терпя много «обид и волокит» от бояр. Злоключения в личной судьбе заставили Пересветова составить в конце 1540-х гг. несколько обращений - «челобитных» - в адрес молодого правителя России Ивана IV Грозного (1530-1584 гг.). В них он не только жаловался на своих притеснителей-бояр, но и излагал ясную программу государственных реформ, которые должны были покончить с боярским всевластием. Челобитчик дважды пытался пробиться на прием к царю, но вельможи не допустили его, поэтому личная реакция царя на предложения Пересветова неизвестна.

Проекты реформ, предложенные Пересветовым, имели своей целью создание сильной самодержавной власти, опирающейся на постоянное войско. Свои предложения автор излагал в иносказательной форме – то от имени правителя далекой Молдавии («господаря Петра»), в которой он бывал когда-то, то ссылаясь на неких «мудрых философов». Он полагал, что сила и мощь государства должны покоиться не на лживых и корыстолюбивых «богатинах» (боярах-вотчинниках), а на преданных царю и государству «воинниках», то есть на служилых дворянах. Именно они - «двадцать тысяч юношей храбрых» - должны были, по его разумению, составить верное войско государя, получая за свою преданность жалованье. Частные же войска царских вассалов он полагал нужным ликвидировать.

На примерах из византийской истории автор бичевал вельмож и советовал царю держать их в повиновении, быть «грозой» для них. Особое его возмущение вызывала система сбора налогов, при которой бояре имели возможность сами «кормиться» за счет податных. Вместо нее Пересветов требовал установить денежное жалованье для сборщиков податей, равно как и для «воинников». Идея введения денежного жалованья служилым людям дополнялась у Пересветова концепцией расширения социальной базы самодержавного государства за счет продвижения на высшие ступени должностной лестницы талантливых людей, отличившихся особой выслугой.

Централизация финансов должна была, по мысли Пересветова, подкрепиться присоединением «предрайской землицы» - территории Казанского ханства: разделив ее между «войниками», царь мог расплатиться за их преданность. На южных границах России Пересветов предлагал создать «военную линию» для защиты от набегов крымских татар.

Весьма настойчив был Пересветов и в стремлении убедить царя в необходимости судебной реформы и составления новых «книг судебных». Критикуя существующую систему судопроизводства, автор челобитных с неприятием писал о системе кабального холопства, за долги превращавшей в бесправных холопов не только крестьян, но и мелких дворян.

Довольно необычными для своего времени были социально-философские и религиозные воззрения Пересветова. В вопросах веры он придерживался реформаторских взглядов, полагая, что Бог любит не веру, а правду. Подобно западным гуманистам того времени, он считал неотъемлемым качеством монарха государственную мудрость. История, полагал он, движима не Божьим промыслом, но живыми людьми с их разумом и волей. В своих челобитных, а также других сочинениях – «Повести об основании и взятии Царьграда», «Сказании о книгах», «Сказании о Магмет-салтане» - он превозносил книжную премудрость, призывая царя следовать именно ей в своей государственной деятельности. Глубоко убежденный в силе писанного слова, он передавал свои сочинения царю в надежде, что они побудят государя осуществить задуманное им.

Будучи не только своеобразным мыслителем, но и незаурядным писателем, придавшим исторической повести публицистическую направленность, он писал ярко, простым, энергичным языком. Не случайно, полстолетия спустя его труды оказались включенными в «Хронограф» (в редакции 1617 г.) и в Никоновскую летопись.

В историю русской культуры Пересветов вошел как видный деятель русской общественной мысли XVI в. В Советской исторической энциклопедии и учебной литературе советского времени он именуется «прогрессивным писателем-гуманистом». Однако следует учитывать, что оправдание Пересветовым неограниченной самодержавной власти, его призывы к централизации управления государством и применению жестких методов борьбы с инакомыслием и боярским сопротивлением как раз и были причиной пристального внимания к его фигуре ученых, изучавших отечественное прошлое в условиях марксистского единомыслия. В особенности это касается советских исследователей, работавших в 1930-1950-е гг. и стремившихся найти исторические оправдания тоталитарным и командно-административным методам построения мощного социалистического государства.

Год смерти И. С. Пересветова неизвестен.

 

Литература: Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958; Ржига В. Ф. И. С. Пересветов – публицист XVI в. М., 1908;

 

Лев Пушкарев.

 

Энциклопедия «Кругосвет»