Троица Ветхозаветная. Середина XVI в.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда сидел он при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли». Так в Ветхозаветной книге Бытия описывается явление патриарху Аврааму Бога с вестью о рождении у него и его жены Сарры сына Исаака.

В центре этой новгородской иконы неизвестный иконописец изображает трех ангелов, сидящих вокруг белого стола – трапезы. В руках у них, как у путников, посохи. Средний ангел, в темно-вишневом хитоне и синем гиматии, благословляет чашу с головой жертвенного Агнца – прообраз жертвы, которую принесет Христос ради спасения рода человеческого. За спиной ангела видно дерево – дуб мамврийский, указывающий на место действия и одновременно символизирующий Древо жизни. За ангелом слева – дом Авраама, означающий также божественное домостроительство – устройство нашего Спасения, которое в богословском толковании сравнивается с работой зодчего. Изображенные за ангелом справа горки знаменуют духовное восхождение.

Лики ангелов схожи, они обращены друг к другу; их духовное единение и согласие поддерживается гармоничным круговым построением композиции иконы.

Ангелам прислуживают Авраам и Сарра: Авраам несет хлебы, а Сарра держит чашу; в центре слуга закалывает тельца для трапезы, что также является прообразом жертвы.

Согласно учению, изображение ветхозаветной Троицы служит утверждению основополагающего догмата христианской веры о едином Боге в трех лицах – Отца, Сына и Святого Духа.