А.П. Рябушкин. Московская девушка XVII века. 1903

В последние годы жизни Андрей Рябушкин тяжело болел (туберкулез легких). Врачи советовали поехать в Швейцарию. В 1903 году, возвратившись из непродолжительной и безрезультатной европейской поездки, художник, словно выражая нежность к Родине, пишет одно из своих лучших произведений – «Московскую девушку XVII века».

Сюжет чрезвычайно прост. По старинной московской улице в пасмурный день идет девушка, своеобразной чопорностью веет от характерного профиля ее лица, степенной походки. Стройная фигурка в светло-малиновой шубке и высокой темного меха шапке хорошо рисуется на серебристо-сером фоне зимнего пейзажа. И точно вторит ей в своих красках и легкости ритмов красивая пятиглавая церковь с заиндевевшими стенами.

Лучшие качества живописца нашли в этой небольшой по размерам работе законченное воплощение, свидетельствуя, что автор сумел выработать язык, свободный от излишнего пересказа, от некоторой тяжеловесности и детализации ранних картин.

Гибкими и певучими обобщенными контурами передан силуэт женской фигуры, в каждой линии, в каждой складке чувствуется легкость ее движения. Основная роль в создании ритмов, пронизывающих композицию произведения, принадлежит мазку, широкому, смелому, воспроизводящему объем и фактуру вещей. Так, скользящими долевыми движениями кисти сверху вниз переданы складки шубы, развевающиеся ленты косы, следы от полозьев на заснеженной улице.

Стремясь к целостности объемов, художник дает обобщенные красочные пятна. Во имя этого он отказывается от изображения старинных узоров на одежде. Декоративность заключается теперь в сопоставлении цвета отдельных предметов. Нежными тонами переливается малиновая шубка, драгоценным изумрудом вспыхивают рукава дорогого наряда, озорно светятся желтые сапожки, развиваются вплетенные в длинную косу красные ленты. Сочетая, казалось бы, диссонирующие тона, Рябушкин добивается особой колористической подвижности, перекликающейся с композиционными и фактурными ритмами и подчеркивающей легкость девичьей походки героини, напоминающей плывущую птицу-лебедя в росписях народной утвари.