Неизвестный иконописец XVI века. Богоматерь Тихвинская. XVI век

"Божия Матерь есть величайшая заступница и помощница всех труждающихся о благоугождении Богу, всех посвятивших земную жизнь на служение Богу. Она - скорое утешение скорбящих и плачущих. Она - предстательница кающихся. Она - благонадежное пристанище для грешников, желающих обратиться к Богу; Она - теплейшая ходатайница за них пред Богом". Святитель Игнатий Брянчанинов.

Образ Богоматери был одним из самых распространенных и почитаемых как в Европе, так и на Руси. Изображение девы Марии держащей на руках младенца Иисуса является неотъемлемой частью живописного убранства храма и одним из самых любимых образов художников. Особенности же живописного решения были обусловлены каноническими правилами и своеобразием национальных школ живописи.

Русские мастера-иконописцы, освоив технику византийского письма и правила изображения, создавали удивительные, поражающие глубиной психологической характеристики образы. В преданиях, собранных в отдельные книги, называемые апокрифами, так описывается облик Богоматери: "Рост ее был средним, волосы цвета зрелой пшеницы. Лицо светлое, очи ясные, рот алый. Одежду носила простую, говорила мало и была приветлива. Всякое слово Ее дышало благодатию". Именно таким, кротким и одухотворенным, писали иконописцы лик Богоматери. Мастера стремились передать не внешнее подобие, а воссоздать духовное отражение описанных черт.

Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке, который сумел запечатлеть ее подлинные черты.

Икона "Богоматерь Тихвинская" из собрания Радищевского музея, написанная неизвестным иконописцем в XVI веке, представляет собой один из русских вариантов "Богоматери Одигитрии" (греч. Путеводительница). Как правило, в иконографии типа Одигитрии Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в полный рост. На Руси Одигитрия получила распространение еще во времена Киевской Руси. Русские варианты иконографии этого типа по месту создания икон или на основании легенд о чудесном их появлении получили названия Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иерусалимская, и многие другие.

Согласно древнему сказанию на Русь икона Богоматери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой, чудесно явилась в 1383 году: оставив византийскую столицу "за гордость и неправды", она "перенеслась" по воздуху и была явлена рыбакам на Ладожском озере. Затем икона "выбрала место" на реке Тихвинке в Новгородских землях, где впоследствии был построен храм во имя Успения Богородицы. Икона почиталась как заступница Северной окраины России и войск Российских в военных действиях XVII-XIX веков.

На иконе "Богоматерь Тихвинская" Мария представлена в поясном изображении со слегка склоненной к Иисусу головой. Младенец Христос изображен сидящим с прямой спиной на сгибе левой руки Матери, другой рукой Она указывает на Него, направляя внимание предстоящих и молящихся. Центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), благословляя Мать, в Ее лице он благославляет и нас. Мария, указывая рукой на Младенца, печально склонила голову, ей уже известна трагическая судьба Сына. Отсюда скорбь и величавая строгость образа, получившего на Руси название "Путеводительница".

Богоматерь облачена в темно-коричневый мафорий, а вышитые на нем три звезды напоминают о Святом Духе, Сыне и Отце, вечном Боге Едином в трех ипостасях. Особенностью данной иконографии иконы является положение Младенца Христа, сидящего на левой руке Богоматери. Ножки Его скрещены в коленях, поэтому видна пяточка его правой ноги. Правая рука Младенца Иисуса поднята в двуперстном благословении, а в левой он держит свиток. Свиток символизирует заповеди закона, которые не нарушить, но дополнить, наполнить и исполнить пришел в мир Христос.

Фигура Иисуса укутана в золотистый гиматий. Золотом прописаны и ломкие складки мафория богородицы. Золотистое сияние окутывает фигуры Богоматери и Младенца. Этот цвет на иконе является символом первозданного света, согласно Библии, созданного Богом Отцом в первый день творения. " И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет; что он хорош, и отделил свет от тьмы". (Бытие). Русский философ Е.Н. Трубецкой писал, что "из всех цветов один только золотой, солнечный означает центр Божественной жизни, а все прочие - его окружение. Один Бог - сияющий "паче солнца", есть источник царственного света". Этот цвет в иконописи называется "ассистом".

Лики Марии и Младенца строги, почти аскетичны. Колорит иконы неярок. Он строится на сочетании темно-коричневого мафория Богоматери, зеленого цвета накидки и охристо-желтых оттенков одежд Христа.

Фон и поля иконы обложены одновременным живописи басменным окладом.

Существует множество вариантов иконографии Одигитрии, например, Младенец держит в руках скипетр и державу (Шестоковская, Цесарская), книгу (Ченстоховская, Любечская, Коложская, Крупецкая, Озерянская), голубя (Коневская), развернутый свиток (Египетская, Утоли мои печали, Муромская, Феодотьевская), иногда жест благословения направлен непосредственно на зрителя (Попская, Ильинская-Черниговская, Корсунская) или Младенец обеими руками держится за руку Матери (Страстная).

Справочная информация.

Икона (от греч. Eikon - изображение). Икона - в истории искусства - станковое произведение религиозной живописи, являющееся предметом культа. Обычно икона представляет символическое изображение христианского божества, святого или сцены из Священного писания.

Процесс создания иконы был долгим и трудоемким. Художник-иконописец приступая к работе всегда помнил, что осмеливается писать своей рукой вечное и Божественное. Считалось, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры и, самое главное, от помощи самого Бога. Поэтому на иконах никогда не ставили имени мастера - человек не мог быть творцом святости. По этой причине мы почти не знаем имен иконописцев, а те, что известны, дошли до нас благодаря свидетельствам летописей. Работа начиналась с заготовления и обработки доски, служившей основой для живописи. Чаще это были липовые доски, реже выбирали сосну, ель или дуб. Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера, затем делали с одной стороны углубление - ковчег, на котором писали икону. Всю поверхность лицевой стороны пропитывали горячим клеем и накладывали ткань "паволоку". Затем доску покрывали особым грунтом, чтобы лучше держались краски. Грунт - его называли левкас - готовили из мела или гипса и накладывали несколькими слоями. На грунт наносили прориси - контуры будущего изображения - строго следуя канону образцу. Образцы копировали с рисунков опытных мастеров или с древних икон. Изображение писали в основном темперой. Эту краску изготавливали из растертых в порошок минералов и смешивали их с желтками и хлебным квасом. Мастера считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся "мягче" и по высыхании становятся более "звучными". Сверху изображение покрывали олифой - прогретым растительным маслом. Это защищало краски от повреждений и усиливало цвет. Но олифа со временем темнела и за 70-100 лет она почти скрывала изображение на иконе. Тогда иконы поновляли, то есть на потемневшем слое писали новые образы. Многие иконы несут на себе несколько поновлений, сделанных в разные века.

Апо?крифы (от греч. - "скрытый, сокровенный"), отрече?нные кни?ги - книги, трактующие о предметах, содержащихся в священном Писании, но не признанные Церковью за боговдохновенные и даже иногда впоследствии запрещенные. Апокрифами называют книги неизвестного или сомнительного происхождения, а также те, которые представляют определённый интерес для личного чтения, но их боговдохновенность ничем не подтверждается. Такие книги хранили отдельно и не читали публично, поэтому их называли "скрытыми".

Библия - это собрание основных религиозных книг евреев и христиан. Она состоит из двух частей: книг Старого завета (39 книг - священная история до Рождества Христова) и книг Нового Завета (27 книг - священная история от Рождества Христова). Славянский перевод Библии был сделан монахами Кириллом и Мефодием в IX веке.

Евангелие (греч. - благая весть) - общее название первых четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа и изложение его учения; составлены евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Первые три Евангелия, содержание которых во многом совпадает, называются синоптическими. Наряду с каноническими известны также апокрифические Евангелия: Протоевангелие Иакова, Евангелия от Никодима, от Фомы, от Филиппа и др.

Иконография (греч.) - в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями.

Канон - свод правил, приемов, символов принятых и освященных церковью для изображения того или иного образа.

Нимб (лат. - облако, туча) - условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т. д. Известен в античности, начиная с эпохи эллинизма; с IV века распространяется в христианском искусстве. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т. наз. "кресчатый нимб") - важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа. Благовещение - возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа; евангельское событие. Празднуется 25 марта - ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Это самый древний праздник в честь Девы Марии. Празднование Благовещения восходит к IV веку. История христианской - как западной, так и восточной - живописи отражает то огромное значение, которое имеет этот праздник: еще Иоанн Златоуст называл его "первым праздником" и "корнем праздников".

Богоро?дица (Богоматерь,), Дева Мария - в христианской и исламской традиции - мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых фигур, в особенности в католицизме и православии. Личность Богородицы полулегендарна. Датой её рождения иногда называют 20 год до н. э., а её смерть церковное предание относит к 48 году н.э. Праздники, установленные в воспоминание о событиях из жизни Богоматери, входят в число основных двенадцати праздников христианской церкви (двунадесятые праздники).

Гиматий - (греч.) - верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой.

Мафорий (греч.) - верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе (см. также Влахерны, Покров).

Басма (татарск.) - тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по деревянной матрице узором. Предназначалась для украшения икон (только металл) и книжных переплетов.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева