Л.С. Попова. Бакалейная лавка. 1916

«Бакалейная лавка» конкретикой своего названия и «густонаселенностью» пространства еще напоминает кубофутуристические работы Поповой начала 1910-х годов, но и демонстрирует новый этап в творчестве художницы. Иллюзия реальности почти полностью исчезла, целостный предметный мир окончательно разрушен. Композиция собрана из его обломков и ничего не значащих деталей – прямоугольников, цилиндров, полукружий, фигур разной формы и цвета. Но кубистическая «постройка» только поначалу кажется хаотичной и бессмысленной. Малевич, к которому в этот период примкнула Попова, учил, что главный принцип – контраст элементов. Контрастировать должны все детали и формы: прямоугольные и круглящиеся, выпуклые и плоские, гладкие и шероховатые, теплые и холодные, светлые и темные, узнаваемые и беспредметные. О влиянии Малевича говорит и появление в картине супрематических плоскостей, и стремление к «этажному наращиванию» композиции. Однако преобладание диагональных композиционных линий выявляет в этой работе по терминологии Малевича «уклон катастрофы», не одобряемый учителем.