План-конспект урока. Фрагмент тематического плана с указанием места данного урока в нём. Дополнительный материал к уроку

Часы

Тематическое планирование

1

Н.С.Лесков

Страницы биографии

2

Повесть “Очарованный странник”. История создания

3

“Очарованный странник”. Проблематика. Художественное своеобразие.

3-4

“В поисках пути праведного…” (по рассказам Н.С.Лескова “Приведение в Инженерном замке” и “Томленье духа”)

5-6

Сочинение по творчеству Н.С.Лескова

 

“В поисках пути праведного…” (по рассказам Н.С.Лескова “Приведение в Инженерном замке”

и “Томленье духа”)*

Цель урока:

1.     Осмыслить идейный замысел рассказов

2.     Показать художественное своеобразие рассказов (использование текста Библии, жанр-воспоминание, сюжеты-события в детстве)

На доске приведена цитата русского композитора Г.В Свиридова (1915-1998) “Да, русская культура всечеловечна. Это одно из очень важных её достоинств: она обращена ко всему человечеству, ко всем людям Земли. Но может быть, самая важная, самая насущная первостепенная её задача – это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного…”

 

Вступление к уроку:

На нашем уроке мы будем обращаться к понятиям, может быть не вполне привычным для нашего суетливого мира, но мы имеем дело с творчеством и мировоззрением православного писателя и должны рассуждать в направлении, которое задает нам писатель. И из знакомства с его произведениями попробуем извлечь полезное для нас.

Рассказы вы прочитали. Хочется спросить вас, прежде чем мы обратимся к тексту, бывали ли в вашей жизни ситуации, которые вызывали у вас внутренний конфликт, чувства вины, чувства своего несовершенства? (Дети отвечают.)

Вам встретились слова, которые вы знаете не очень хорошо. Словарь этих слов перед вами.

 

Основная часть:

Теперь обратимся к тексту рассказа “Приведение в Инженерном замке”

Рассказ опубликован в 1882 году, основан на действительном происшествии, о котором Лескову рассказал знакомый.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему Лесков включил этот рассказ в сборник “Святочные рассказы”? (вспоминаем с ребятами, что такое святки)

Ответ: Сюжет с элементами мистики. (Дети приводят примеры из текста)

2.     Можно ли воспринимать как некое подобие сказки?

Ответ: Нет.

3.     Что указывает в самом начале рассказа на реалистичность повествования?

Ответ: Упоминание конкретных исторических лиц.

4.     Чем был знаменит Петр I кроме реформ?

Ответ: Не имел нравственных преград, а в народе его называли антихрист.

5.     Что связано с именем Павла?

Ответ: Обстоятельства смерти не известны (а в оде А.С.Пушкина “Вольность” есть намек на страшную смерть Павла). (Ребята приводят цитаты из оды). Две эти фигуры Петр I и Павел появляются не случайно жизнь одного и другого связана с неразрешимыми нравственными проблемами.

6.     Что же происходит в Инженерном замке? Чем забавлялись дети?

Ответ: Играли в приведение.

7.     Как реагировали взрослые на поступки детей?

Ответ: Никак.

8.     До каково времени взрослые не обращали внимания на детей?

Ответ: Пока не было напугано “высокое лицо”, и тогда один из кадетов получил наказание – высекли розгами.

9.     Остановила ли эта история детей? Послужила ли им уроком?

Ответ: Нет! Дети продолжают шалить.

10. Как дети относились к своему начальнику?

Ответ: Распускали о нём клевету, издевались, мстили. Дети не способны прощать, жестоки не по-детски, даже устраивали “траурные процессии” в день именин своего начальника. (Надо вспомнить с ребятами, что такое именины)

11. Кто пытается их вразумить?

Ответ: Священник.

12. Чем?

Ответ: Напоминанием о совести. (Каждый свой ответ дети подтверждают примерами из текста)

На доске написано слово совесть, попросить детей выделить корень.

13. Если весть, то откуда?

14. Как дети отреагировали на слова священника?

Ответ: Испугались, задумались.

15. Что происходит в финале?

16. Как можно оценить поступок одного из кадетов?

Ответ: Кощунство (причём двойное).

17. Кто пытается их вразумить на этот раз?

18. Почему вдова посмотрела на детей с грустью?

(Дети под руководством учителя записывают в тетрадь выводы по рассказу).

Заголовок в тетради: “Какие и от кого получили жизненные уроки кадеты?”

1.     От священника (о совести и неизбежном возмездии).

2.     От несчастной женщины (способность прощать).

А нам все эти уроки преподаёт Н.С.Лесков.

19. Как вы считаете, почему на нашем уроке вслед за произведением “Приведение в Инженерном замке” следует рассказ “Томленье духа”?

20. Как вы понимаете каждое слово в названии рассказа? (словарь перед вами)

21. На что указывает подзаголовок?

Ответ: Воспоминание того, что оставило глубокий след.

22. Какую характеристику даёт Лесков Ивану Яковлевичу? (выделите корень в слове воспитание)

23. Когда проявляются “фантазии” Ивана Яковлевича?

24. Что испытали дети после своей клятвы?

25. Чем страшна клятва?

Ответ: Дети не знают, не понимают. Им только предстоит осмыслить и понять. (Попросить учеников подобрать однокоренные слова к слову клятва)

26. Как взрослые относятся к поступку Козы?

Ответ: Сошел с ума, а дети не понимают за что Коза выгнан. Взрослые и дети по-разному оценивают поступок Козы. (Привести пример из текста)

27. Кто ещё из взрослых кроме Козы говорит о правде?

Ответ: Василиса.

28. Как она понимает правду? (привести пример из текста, а также можно вспомнить, что говорил о правде Ф.М.Достоевский)

29. Почему Коза уходит пешком?

Ответ: Пожалел мужика.

30. Когда дети и учитель объединяются духовно?

Ответ: Во время молитвы.

31. Как расстаются учитель и его ученики? (просмотр фильма, обсуждение)

Ответ: Учитель уходит спокойно. Торжественно, при этом совершенно нищий (зачитать портрет), а дети стояли на коленочках и плакали, хотя у них всё было изобильно и готово.

32. Как вы думаете, где кульминация рассказа?

33. Чем заканчивается рассказ? (Окончание рассказа учитель читает в слух. Обратить внимание, что образ учителя становится символическим)

34. Что Коза помог понять детям?

(ответы записываются в тетрадь):

1. без клятвы будь правдив

2. всегда быть правдивым во всех случаях жизни

3. чистая совесть…покажет Бога, а ложь…удалит от Бога

4. ни для чего не лгите

 

Окончание урока:

Ребята как вы думаете, что поможет человеку приблизиться к праведному пути?

Ответ: Нужно иметь наставления, необходимы духовные уроки.

Дети в рассказе запомнили духовный подвиг своего учителя.

Слово учителя: Человек всю жизнь ищет свой путь, о чём говорится в конце рассказа. Умер Лесков в 1895 году. Уже век прошел, а мы читаем его произведения. А композитор Свиридов уже в наше время говорит о духовном. (Учитель читает цитату Свиридова, которая написана на доске)

Чтобы узнать понравились ли учащимся прочитанные произведения, желают ли они дальше знакомиться с творчеством Лескова необходимо провести в конце урока экспресс-диагностику, (учитель раздаёт детям листочки с вопросами, напротив вопроса дети ставят “+” или “-”, или пишут “да” или “нет”)

На диагностику ученикам отводится 4-5 минут.

Домашнее задание:

  1. Письменное задание (по выбору учащихся)

а) описать ваше подобное состояние в определенный период жизни

б) если не желаете говорить о себе, опишите подобное состояние любого литературного героя (сочинение-миниатюра)

2. Устное задание:

Почему путь к духовности так важен для человека?

Список использованной литературы:

1.     Толковый словарь В.Даля

2.     Толковый словарь С.И.Ожегова

3.     Библейский словарь школьника Н.В.Давыдовой

4.     Н.С.Лесков “Избранное”. Издательство “Синергия”

5.     В.Ю.Троицкий “Словесность в школе”