А.Н. Самохвалов. Портрет девочки. 1920-1930-е годы (?)

САМОХВАЛОВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1894-1971), русский художник, живописец и график, причудливо соединивший в лучших своих вещах черты символизма и романтики с соцреалистической идейной программой.

Родился в Бежецке Тверской губернии в 1894. Жил в Ленинграде.

Первоначальные навыки в искусстве получил у преподавателя Бежецкого реального училища живописца И.М.Костенко.

Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу "тихого искусства" или вообще в "подполье". Тем не менее (подобно мастерам ОСТа, к которому "Круг художников" был эстетически близок) сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, "соц-заказных" произведениях. Успешно выступал Самохвалов как художник театра и в особенности книги.

Наряду с этим исполнил и большое число всецело триумфально-"тоталитарных" полотен ("С.М.Киров принимает парад физкультурников", 1935; "Появление В.И.Ленина на Всероссийском съезде Советов", 1939; обе картины - в ГРМ; "С.М.Киров и И.В.Сталин на Волховстрое", 1950, частное собрание, Лондон; и др.). В поздние годы стремился выразить свой мощный потенциал художника-романтика в автобиографической прозе (книга "Мой творческий путь", издана в 1977; повесть "В годы беспокойного солнца"). "Портрет девочки" относится к 20-30-м годам ХХ века, в период, когда Самохвалов создавал образы "героинь труда и спорта" ("Девушка в футболке", 1932; ГРМ; "Девушка с ядром", 1933, ГТГ) - образы, полные мажорного пафоса и в то же время, почти "мифологического" обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окруженные романтическим ореолом.

Девочка изображена погрудно на нейтральном фоне, напоминающем зеленый куст. Приглушенные голубые, розовые, зеленые цвета создают ощущение спокойствия и лиричности. Головка девочки слегка повернута вправо. Ее глаза устремлены вдаль, как-будто она всматривается в будущее. Взгляд тверд и строг. Это взгляд вполне сформировавшегося взрослого человека. Вместе с тем, нежный, еще детский овал лица, подвернутые косички с бантиками, помогают создать трогательный образ девочки с юношески-романтическим устремлением в жизнь. Близкий к квадрату формат произведения сосредоточивает взгляд зрителя на лице девочки и акцентирует внимание на равновесии и гармонии композиции.

Слухаева Е.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева