Для возведения памятника в окрестностях Выборга из гранита розового оттенка были высечены глыбы для колонны и пьедестала. Большой монолит был длиной более тридцати метров и толщиной свыше четырех. Одновременно шли работы по подготовке грунта на площади, чтобы он не проседал под таким огромным весом.

В свое время архитектор Франческо Бартоломео Растрелли планировал воздвигнуть здесь памятник Петру I. Когда рабочие сняли верхние слои грунта, они наткнулись на сваи 70–80-летней давности. Для установки колонны необходимо было увеличить их количество: всего в котлован глубиной более 4 метров было забито 1250 сосновых свай длиной по 6,4 метра, на них и поставили фундамент из 12 гранитных блоков.

В один из блоков была вложена шкатулка с медалями и монетами из платины, золота, серебра и меди, отчеканенными в честь Александра I. В их числе – уникальная платиновая медаль, исполненная по эскизу О. Монферрана, с датой "1830" и изображением колонны. На ее ободе помещена надпись: "Александру Благословенному благодарная Россия". Кроме того, в шкатулке находилась пластинка из позолоченной бронзы с надписью: "В лето от Рождества Христова 1831 начато сооружение памятника воздвигаемого ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ благодарною Россиею, на гранитном основании положенном в 19 день Ноября 1830 года/ ВСанктпетербурге/ При сооружении сего памятника председательствовал Граф Ю.Литта. Заседали: Князь П.Волынский, А.Оленин, Граф П.Кутайсов, И.Гладков, Л.Карбониер, А.Васильчиков/ Сооружение производилось по начертанию того же Архитектора Августина де Монферранда".

Наконец в столицу прибыла глыба гранита, предназначенная для колонны. При погрузке она едва не утонула; двое суток несколько сотен людей делали все, чтобы предотвратить катастрофу. От пристани между Адмиралтейством и Зимним дворцом до Дворцовой площади глыбу перемещали восемь дней.

Колонну венчает фигура ангела (скульптор Б.И. Орловский), лику которого придано портретное сходство с императором Александром I. Эскизы для барельефов пьедестала выполнены О. Монферраном. На них изображены аллегорические фигуры рек Немана где началось вторжение дерзкого завоевателя в Россию, и Вислы. Художник также включил в композицию изображения старинных русских доспехов: щит князя Олега, шлем Александра Невского, латы царя Алексея Михайловича, кольчугу Ермака и другое оружие, напоминавшее о героях, чьи ратные подвиги прославили русскую землю. Три другие стороны украшены барельефами с фигурами Мудрости и Изобилия, Правосудия и Милосердия, Мира и Победы, которая держит в руках щит с датами 1812, 1813, 1814.

Монферран расположил монумент не в геометрическом центре площади, а на оси арки Главного штаба и центрального проезда Зимнего дворца. Колонна никак не закреплена на пьедестале и держится только за счёт точного расчёта и своего веса. Это самая высокая в мире триумфальная колонна. Её вес более 600 тон, высота – 47,5 метров.