Относительность движения

Литература

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10. Учебник М.: Просвещение 2001.

Цель урока

Отработать задачи на относительность движения, закон сложения скоростей; ввести понятие ускорение тела.

На уроке компьютерная модель используется для проверки результатов работы учащихся. Предложенные задачи учащиеся решают в листах на своих рабочих местах. После того как они произвели все вычисления, ученики садятся за компьютеры и проверяют свои результаты, с помощью компьютерной модели выставив необходимые параметры. Если результаты не совпадают, то учащиеся корректируют свои вычисления. Для учащихся, которые с заданием справились быстрее всего можно предложить составить по модели свои задачи, решить их и проверить с помощью модели.

№ п/п Этапы урока Время, мин Приемы и методы
1 Организационный момент 2
2 Проверка домашнего задания по теме «Сложение скоростей». Решение задач с последующей проверкой с помощью компьютерной модели «Относительность движения» 20 Работа с рабочим листом и моделью
3 Объяснение нового материала по теме «Ускорение» 20 Лекция
4 Объяснение домашнего задания 3

 

Домашнее задание: § 13, № 44 (Рымкевич А. П. Москва: Дрофа, 2001).

 

Модель 1. Относительность движения

 

Рабочий лист к уроку

Примерные ответы
Модель «Относительность движения»

Фамилия, имя, класс ___________________________________________ 2 вариант.

Решите задачи:

1.

Катер, переправляясь через реку, движется перпендикулярно течению реки со скоростью 5 м/с в системе отсчета связанной с водой. Скорость течения реки 4,3 м/с. С какой скоростью лодка движется относительно берега?

Дано:

υ′ = 5 м/c

υт = 4,3 м/c

__________

υ – ?

Решение:

Ответ: относительно берега катер двигается со скоростью 6,6 м/с.

2.

По условию предыдущей задачи определите, на сколько метров будет снесен катер течением, если ширина реки 150 м?

Дано:

υ′ = 5 м/c

υт = 4,3 м/c

y = 150 м

__________

x – ?

Решение:

Ответ: относительно берега катер двигается со скоростью 6,6 м/с.

3.

Используя данные из предыдущих задач, определите, какой курс должен держать капитан катера, чтобы пришвартоваться на другом берегу напротив пристани, от которой он отплыл? («курс» определяет угол между вектором скорости течения реки и скорости катера в системе отсчета связанной с водой).

Дано:

υ′ = 5 м/c

υт = 4,3 м/c

υ = 6,6 м/с

__________

αк – ?

Решение:

Ответ: относительно берега катер двигается со скоростью 6,6 м/с.