Введение

Курс 4 класса имеет общие черты со всеми курсами предыдущих лет. Также все уроки делятся на обычные и проектные. Проектные уроки в свою очередь делятся на бумажные и компьютерные проекты. На обычных уроках как правило бумажные и компьютерные составляющие интегрированы между собой. По видам интеграции бумажной и компьютерной составляющей курс 4 класса больше похож на курсы 1 и 2 классов. В нем на обычных уроках работа с бумажным учебником интегрируется либо с компьютерными уроками, либо с работой на Клавиаторе.

По плотности и степени сложности материала курс 4 класса больше напоминает курс 3 класса. В частности, в курсе 4 класса не отводится отдельных уроков на повторение курсов 1–3 классов. Повторение будет вестись параллельно, по ходу изучения нового материала. При этом основные определения из курса 3 класса помещены на внутренние стороны обложки Части 1. Дети всегда могут к ним обратиться, если что-то позабыли. По содержанию материала курс 4 класса стоит несколько особняком от курсов предыдущих классов. Тем не менее он тесно с ними связан. То сути 4 класс посвящен практическим приложениям тех объектов, которые дети уже детально изучила в курсах 1–3 классов – цепочек, мешков, деревьев. Одним из наиболее наглядных таких приложений является теория игр. Именно поэтому мы посвящаем играм столь большую часть курса 4 класса. Весь остальной материал курса 4 класса того же плана – он посвящен применению цепочек и деревьев к решению различных научных, учебных и практических задач.

Что касается методических комментариев, то они в курсе 4 класса станут несколько иными. Вы конечно заметили, что по мере продвижения по классам наши комментарии становятся менее жесткими и принудительными, оставляют учителю все больше возможностей для свободы и творчества. Если в 1 классе мы старались полностью регламентировать всю работу как на обычных уроках, так и в рамках проектов, включая указание не только содержания, но и времени каждого этапа урока. Во 2 классе мы уже обозначали только последовательность и содержание этапов урока. При этом в комментариях к проектам мы уже старались указывать несколько вариантов работы, из которых учитель может выбирать (или придумать свой вариант). В курсе 3 класса мы постарались оставить учителю еще больше свободы. В основном мы ограничились планом каждого уроки и сосредоточили свое внимание на научных основах материала листов определений и комментариях к решению задач, поскольку в курсе 3 класса сложных задач уже довольно много. В 4 классе сложных задач будет еще больше, поэтому основной акцент в наших комментариях будет сделан именно на описание различных способов и приемов решения задач. Также мы подробно будем комментировать научные аспекты листов определений. Что касается методических аспектов урока, то описание их в 4 классе существенно уже, чем в первом и втором. Причина в том, что общие советы и рекомендации по работе с курсом остаются теми же. Не имеет никакого смысла повторять их заново в рамках каждого урока. Если учитель уже 3 года отработал по нашему курсу, то у него уже появилось не только четкое виденье способов работы с курсом, но и собственные наработки, приемы и методы, которые позволяют сделать эту работу максимально эффективной. Одним словом к настоящему моменту мы доверяем вам настолько, что не видим смысла регламентировать ваши действия на каждом уроке. Поэтому мы в курсе 4 класса не навязываем вам определенного плана урока, а лишь описываем бумажные и компьютерные ресурсы к данному уроку, и комментируем решения всех задач и материла листов определений. Напоследок повторим (в последний раз) общие советы и рекомендации, которые необходимо принимать во внимание при планировании обычного (непроектного урока):
• Изучение любой темы должно начинаться с изучения листа определений из бумажного учебника. На первом уроке по теме лучше сразу после изучения листа определений перейти к решению нескольких (хотя бы двух–трех) обязательных бумажных задач, а только потом перейти к компьютерной части урока.
• Если на уроке планируется работа с листом определений, задач на такой урок стоит подбирать несколько меньше, чем на урок закрепления материала (без изучения листа определений).
• На уроке закрепления материала (не включающем изучение листа определений) стоит начинать с тех обязательных задач, которые в целом проще. Если проще бумажные задачи, именно с них и стоит начать урок, если проще компьютерные задачи – то наоборот.
• Все обязательные задачи курса должны быть решены. Обязательные компьютерные задачи должны быть решены в рамках урока. Если часть бумажных, обязательных задач с урока осталась нерешенной нужно предложить их на дом.
• Необязательные задачи стоит использовать, чтобы занять сильных учеников, в то время как слабые учащиеся будут заканчивать решение обязательных задач. Несложные необязательные задачи на повторение можно предлагать ребятам на дом. Сложные необязательные задачи можно предлагать на дом сильным ученикам, лучше по желанию.