ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра  химии

Комплект учебно-методических материалов

к учебному модулю: «ЦОР в изучении неметаллов» 

ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по модулю «ЦОР в изучении неметаллов» 

ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

Специальность 032300.00   Химия с дополнительной специальностью  

                                (код ОКСО)                                                                 (наименование)

                            Квалификация  Учитель химии

 

Факультет  естествознания

 

Курс обучения                                        __4____/_______/________

 

Семестр                                                      __1____/_______/________

 

Всего часов по учебному плану:                             ___12____

В том числе по формам обучения:             очная / очно-заочная /заочная

            - лекции                                          __2_____/____________/_______

- практикум                                  __4_____/____________/_______

                        - самостоятельная работа       __6_____/____________/_______

 

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                         ____сем./ ____сем./ ____сем.

- экзамен                                        ____сем./ ____сем./ ____сем.

 

 

Красноярск

2006


Содержание

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практикум

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

Инновационные образовательные технологии являются инструментом для нивелирования деструктивных элементов, характерных для современного состояния обучения химии в общеобразовательных учреждениях (неизменившийся объем материала, предлагаемого к изучению, при существенно сократившемся количестве часов, выделяемых на его изучение; перемещение освоения базовых химических теорий на начальный этап изучения химии и др.,  что обусловливает крайне низкую мотивацию к изучению химии у учащихся). Как следствие, владение инновационными технологиями – это важнейшая составляющая профессионально-педагогической компетентности учителя химии на данном этапе.   

         Цель изучения модуля заключается в содействии становлению профессионально-педагогической компетентности будущего учителя химии в организации изучения химии неметаллов с использованием инновационных технологий, в частности информационно-коммуникационных технологий и модернизированным методом проектов. В соответствии с целью задачами изучения модуля являются:

Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

- развитие элементов коммуникативной компетентности посредством организации работы студентов в процессе освоения модуля в виде микрогрупп, использования в числе измерительных материалов такой формы как защита презентаций методических рекомендаций, разработанных студентами и др.;

Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей: 

- развитие элементов информационной компетентности посредством использования в процессе реализации содержания модуля в образовательной практике компьютерного тестирования, компьютеризированной лекции;

- инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе.  

Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

- актуализация и систематизация знаний и умений студентов по химии неметаллов, полученных в  курсе общей и неорганической химии, необходимых для решения методических задач организации изучения химии неметаллов на основе интеграции традиционного обучения и информационно-коммуникационных технологий;

- формирование системы знаний о роли и возможностях ЦОР при организации изучения химии неметаллов в будущей профессиональной деятельности учителя химии;

- развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР по химии;

- формирование умений построения уроков по изучению химии неметаллов на основе ЦОР;

- формирование умений организации внеурочной деятельности учащихся с использованием модернизированного метода проектов по изучению химии неметаллов; 

- мотивация научно-методической деятельности студентов по исследованию целесообразности использования ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, для организации изучения химии неметаллов.

         Инновационность модуля проявляется в формировании целей обучения в контексте компетентностного подхода, в использовании в организации его освоения студентами модернизированных организационных форм обучения (компьютеризированная лекция, компьютерный лабораторный практикум), таких инновационных методов контроля и оценивания как компьютерное тестирование, защита электронных презентаций методических рекомендаций к урокам.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса

- Сформированность понятий «неметалл», «молекулярная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка» и др. Сформированность знаний о распространении и роли неметаллов в природе, их физических и химических свойствах, знание свойств образуемых ими соединений.

- Сформированность умений дидактической оценки   ЦОР по химии неметаллов;

- Сформированность умений построения урока по химии неметаллов на основе ЦОР.

- Сформирование умений организации деятельности учащихся с использованием модернизированного метода проектов по изучению химии неметаллов.

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

Вид учебной

Деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр[1]

в неделю

в год

В год

Лекции

2

2

 

 

 

Лабораторные занятия

 

 

 

 

 

Практические занятия

4

4

 

 

 

Самостоятельная работа

6

6

 

 

 

        

         В контексте кредитно-модульной структуры обучения целесообразно включение содержания модуля в модуль «Формирование и развитие системы понятий «Химический элемент» дисциплины «Теория и методика обучения химии».

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

         4.1. Лекционные занятия

 

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Организация изучения химии неметаллов на основе интеграции традиционного обучения и инновационных технологий

2

 

 

 

Всего

2

 

 

 

         4.2. Практикум

4.2.1. Практические занятия

№ п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Разработка методических рекомендаций к уроку по выбранной теме

1

2

 

 

2.

Защита разработанных методических рекомендаций

Компьютерное тестирование знаний и умений по организации изучения химии неметаллов на основе инновационных технологий 

1

2

 

 

 

Всего

 

4

 

 

 

 

4.2.2. Самостоятельная работа

Темы для разработки методических рекомендаций к урокам с использованием ЦОР на дисках, предлагаемых НФПК:

Организация изучения химии кислорода с использованием ЦОР

Организация изучения химии серы с использованием ЦОР

Организация изучения химии азота с использованием ЦОР

Организация изучения кислородных соединений азота с использованием ЦОР

Организация изучения темы «Фосфор и его соединения» с использованием ЦОР

Организация изучения темы «Аммиак. Соли аммония»  с использованием ЦОР

Организация изучения темы «Кремний и его соединения» с использованием ЦОР

Организация изучения темы «Химия азота» с использованием модернизированного метода проектов

Организация изучения темы «Кремний и его соединения» с использованием модернизированного метода проектов

Организация изучения темы «Фосфор и его соединения» с использованием модернизированного метода проектов

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

         Содержание лекционного материала

I.            Проблемы изучения химии неметаллов в  школьном курсе химии.

В контексте общих проблем обучения химии в школе обсуждаются проблемы, связанные с изучением химии неметаллов, а именно: низкая мотивация к изучению химии у учащихся; временной цейтнот, недостаточное комплектование школьных химических кабинетов реагентами и оборудованием для проведения лабораторных работ и обусловленное ими повсеместное обеднение химического эксперимента при обучении химии в школе; токсичность, высокая опасность проведения ряда химических реакций, характерных для неметаллов

II.         Инновационные технологии в организации изучения химии неметаллов

В качестве решения указанных проблем предлагается внедрение в традиционное обучение информационно-коммуникационных технологий, технологий проблемного обучения, в частности модернизированного метода проектов, основанного на интеграции классической проектно-исследовательской технологии и информационно-коммуникационных технологий.

В контексте системы критериев оценки дидактических качеств ЦОР по химии приводится анализ дисков, предлагаемых НФПК, применительно к изучению химии неметаллов.

 Рассматриваются примеры методических рекомендаций к уроку по химии неметаллов на основе ЦОР, а также организации проектно-исследовательской деятельности в рамках элективного курса.

6. Литература (основная и дополнительная)

         6.1. Основная.

1. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 336 с.

2. Ахметов Н.С. Общая и органическая химия. Учеб. для вузов. – 3-е изд. – М:Высш.шк., 1998. – 743 с.                    

3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2004. – 208 с.

         6.2. Дополнительная.

1.           Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.:Гумани. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 384 c.

 

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

Инновационные технологии в организации изучения химии неметаллов

Мультимедийная программа для поддержки лекции

Электронный

Используемые ЦОР

    1

Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

ООО «Кирилл и Мефодий»,

   2

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)

ООО "Физикон"

   3

Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

ООО "Физикон"

   4

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

МарГТУ

   5

Открытая Химия 2.6

ООО «Физикон»

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Компьютерное тестирование.

Защита разработанных методических рекомендации к организации изучения разделов темы  

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

         На основе разработанных учебно-методических материалов информационно-коммуникационные технологии в  организации изучения модуля целесообразно использовать на всех стадиях обучения: при изложении материала на лекции, при организации практических занятий, в рамках самостоятельной работы, а также для реализации самоконтроля и контроля сформированности знаний, умений, элементов профессионально-педагогической компетентности.

         Характерной особенностью методики преподавания модуля является направленность на усиление информационно-деятельностного аспекта обучения.  

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 032300.00 «Химия с дополнительной спе-циальностью», квалификация  «Учитель химии»

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________   _______________________

подпись                                фамилия, инициалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра химии

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю: «ЦОР в изучении

       неметаллов»  ПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

Специальность       032300.00           Химия с дополнительной специальностью 

                                (код ОКСО)                              (наименование)

                            Квалификация  Учитель химии

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

1. Методика обучения химии в школе

Г.М.Чернобельская

Учебник для вузов

М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.-

336 с.

2. Общая и органическая химия

Ахметов Н.С.

Учебник для вузов

М:Высш.шк., 1998. – 743 с.

3. Химия. 9 класс

Габриелян О.С.

Учеб. для общеобразоват. учреждений

М.: Дрофа, 2004. – 208 с.

Дополнительная литература

1.Методика обучения химии

О.С.Зайцев

Учебник для вузов

М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999.-

384 с.