ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра химии

 

 

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «ЦОР в изучении неметаллов»  ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность    032300.00         Химия с дополнительной специальностью 

                             (код ОКСО)                          (наименование)

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск

2006


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Разработка методических рекомендаций к уроку по теме

химии неметаллов

(наименование темы)

Продолжительность _2_ часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие умений работы в микрогруппах, умений постановки задачи и проектирования ее решения, соответствующих уровню базовых компетентностей.

Начальный этап формирования умений проектирования уроков по химии неметаллов на основе информационно-коммуникационных технологий, соответствующих уровню специальных компетентностей.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Периодическая система Д.И.Менделеева

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Методические рекомендации к изучению темы «Галогены»

Критерии оценивания презентаций методических рекомендаций к уроку.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

Развитие умений оценки ЦОР, разработка собственных методических рекомендаций

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

2. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)

Развитие умений оценки ЦОР, разработка собственных методических рекомендаций

ООО "Физикон"

 

3. Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

Развитие умений оценки ЦОР, разработка собственных методических рекомендаций

ООО "Физикон"

 

4. Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

 

Развитие умений оценки ЦОР, разработка собственных методических рекомендаций

МарГТУ

 

5. Открытая Химия 2.5

 

Развитие умений оценки ЦОР, разработка собственных методических рекомендаций

ООО «Физикон»

 

4.     Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием информационных источников.

Студенты самостоятельно готовятся к самоконтролю на основе компьютерных тестов, связанному с химией неметаллов, используя литературу к модулю, выбирают тему и ЦОР для разработки методических рекомендаций к уроку.

6. Компьютерные тесты для самоконтроля по теме занятия.

1.  «Организация изучения галогенов  и подгруппы кислорода с использованием ЦОР»;

2. «Организация изучения подгруппы азота с использованием ЦОР»;

3. «Организация изучения подгруппы углерода с использованием ЦОР».

7. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Начальный этап занятия – компьютерное тестирование – занимает 10-15 минут. В зависимости от выбранной темы для разработки методических рекомендаций студенты работают с конкретным компьютерным тестом.

Затем студенты разрабатывают и оформляют методические рекомендации в текстовом редакторе MS Word. Преподаватель выступает на занятии в роли консультанта.

 


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Защита презентаций методических рекомендаций к уроку

(наименование темы)

Продолжительность _2_ часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие умений защищать свою точку зрения в дискуссии, умений акцептировать позитивные замечания, развитие толерантности, соответствующих уровню ключевых компетентностей.

Развитие умений оценивания методических рекомендаций к уроку по химии на основе ЦОР, умений прогнозирования возможного результата обучения на основе предлагаемых методических рекомендаций, соответствующих уровню базовых компетентностей.

 Развитие умений оценивания методических рекомендаций к уроку по химии неметаллов на основе ЦОР, соответствующих уровню специальных компетентностей.

2. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Зачетный тест

Итоговый контроль

Тест создан в ToolBook Instructor

Тест включает 20 заданий

2. Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

Защита методических рекомендаций к уроку по выбранному разделу темы

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

3. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)

Защита методических рекомендаций к уроку по выбранному разделу темы

ООО "Физикон"

 

4. Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

Защита методических рекомендаций к уроку по выбранному разделу темы

ООО "Физикон"

 

5. Открытая Химия 2.5

 

Защита методических рекомендаций к уроку по выбранному разделу темы

ООО «Физикон»

 

 

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Критерии оценивания презентаций методических рекомендаций к уроку.

Критерии оценивания

Параметры критерия

Макси-маль-ный балл

Оценка

группы

Оценка преподавателя

Целеполагание

Грамотность формулирования дидактических целей

Грамотность формулирования методических задач

3

3

 

 

Обоснование выбора ЦОР

Знание критериев оценки дидактических качеств ЦОР

Грамотное применение критериев оценки для выбора ЦОР

 

3

 

6

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Наличие разноуровневых заданий для работы с ЦОР и их качество

Грамотность формулировок вопросов для фронтальной беседы 

9

 

6

 

 

Проектирова-ние хода урока

Наличие и качество ориентировочно-мотивационного этапа

Учет норм Санэпина по непрерывной работе учащихся за компьютером

Наличие условий для реализации личностно-ориентированного обучения на операционно-исполнительском этапе

Наличие и качество рефлексивно-оценочного этапа

6

 

6

 

6

6

 

6

 

 

Качество презентации

(технический аспект)

Грамотный вывод текстовой информации

Использование графической информации, содержательно связанной с излагаемым материалом

Отсутствие информационных шумов

Уместное использование анимационных эффектов

Структурирование презентации с помощью гиперссылок

3

 

3

3

3

 

3

 

 

Качество презентации

(выступление

студента)

Логичность изложения материала

Обоснованность эффективного достижения поставленных целей и задач

Наличие выводов

Уровень владения материалом, отражаемый в ответах на вопросы аудитории

3

 

3

3

 

6

 

 

Итоговая оценка презентации:

81-90 баллов –  методические рекомендации готовы к апробации в учебном процессе

72-80 баллов –  методические рекомендации требуют незначительной доработки

63- 79 баллов –  методические рекомендации требуют существенной доработки

Менее 63 баллов – необходима переработка методических рекомендаций  

 

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию.

Студентам предлагается закончить разработку и оформить методические рекомендации в виде компьютерной презентации (например, в MS Power Point , в среде визуального конструирования «DemoShiеld»), подготовиться к защите, опираясь на критерии оценивания презентаций.

5.     Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Перед защитой каждой из презентаций целесообразно назначать (либо выбрать вместе с группой) «черного» и «белого» оппонентов, причем задача первого оппонента – выявление недостатков, второго – выявление достоинств. С целью развития прогностической компетентности (составляющая ключевых компетентностей) следует акцентировать внимание студентов на прогнозирование результата обучения в соответствии с защищаемыми методическими рекомендациями.

Завершающим этапом обучения является компьютерное тестирование (зачетный тест). Общая оценка деятельности студента складывается из количеств баллов, полученных на защите и результатов компьютерного тестирования. 

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.П.АСТАФЬЕВА»

 

 

Кафедра химии

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «ЦОР в изучении неметаллов»  ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

 

Специальность    032300.00         Химия с дополнительной специальностью 

                             (код ОКСО)                          (наименование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск

2006

            Выполнение курсовой работы направлено на расширение и углубление знаний, умений как основы компетентностей различного уровня, сформированных в процессе освоения содержания обучения модуля.   

1. Учебные цели и задачи работы  

Содействие становлению профессионально-педагогической компетен-тности будущего учителя химии в области использования инновационных технологий в организации изучения химии неметаллов посредством решения следующих профессиональных задач:

профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

- развитие элементов инновационной компетентности, проявляющейся в понимании значения и умений применения инноваций в различных сферах жизнедеятельности человеческого сообщества;

профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

- развитие элементов инновационной компетентности посредством продолжения формирования у студентов умений использования в будущей профессиональной деятельности таких инновационных образовательных технологий как информационно-коммуникационные и модернизированный метод проектов;

- организация собственной самообразовательной деятельности в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе.  

Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

- систематизация и углубление знаний и умений, полученных в процессе освоения содержания модуля, направленные на повышение эффективности  решения методических задач организации изучения химии неметаллов на основе интеграции традиционного обучения и ИКТ;

- совершенствование системы знаний о значении и возможностях ЦОР при организации изучения химии неметаллов в будущей профессиональной деятельности учителя химии;

- дальнейшее развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР;

- совершенствование умений построения уроков по химии неметаллов с использованием ЦОР.

2. Методика самостоятельной работы над заданием.

Поисковый этап

Поиск и анализ информации по теме курсовой работы в периодической печати: журналы: «Химия в школе», «Химия: методика преподавания», Приложения к газете «1 сентября»; в сети Internet.

Анализ в соответствии с критериями оценивания дидактических качеств ЦОР и выбор ЦОР для курсовой работы.

Анализ сайтов сети Internet с точки зрения возможности использования их информации для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. 

Проектировочный этап

Формулирование целей и задач.

Анализ возможностей ИКТ и модернизированного метода проектов для достижения поставленных целей и задач.

Выделение разделов темы, подлежащей изучению, для организации обучения с использованием ЦОР и с использованием модернизированного метода проектов.

Разработка учебно-методического комплекса для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Разработка учебно-методического обеспечения для проектирования методических рекомендаций к урокам на основе ЦОР.

Разработка методических рекомендаций по организации изучения темы на основе интеграции традиционного обучения и инновационных технологий.

Завершающий этап

Оформление разработанных методических рекомендаций в электронном виде.

3. Порядок оформления курсовой работы

Курсовая работа должна включать Введение (в конце которого приводятся цели и задачи работы), Литературный обзор (излагается и анализируется имеющийся опыт – 10-15 страниц), Методические рекомендации (разработанные автором курсовой работы – 5-10 страниц), Выводы, Библиографический список.  

4. Время и место консультаций назначается руководителем курсовой работы.

 5. Порядок подготовки и защиты работы

Курсовая работа защищается на курсовой конференции по дисциплине «Теория и методика обучения химии» и оценивается определенным количеством баллов в рамках кредитно-модульной системы.

6. Тематика курсовых работ

«Значение ЦОР в изучении хлора и его соединений в школьном курсе химии»

«Методика изучения азота и его соединений в школе с использованием ИКТ»

«Методика оптимизация изучения химии фосфора посредством инновационных технологий» 

«Методика организации изучения химии серы с использованием инновационных технологий»

«Методика систематизации и обобщения материала по теме «Неметаллы» в 11 классе с применением инновационных технологий»

«Методика организации изучения химии кислорода с использованием инновационных технологий

«Методика изучения химии азота и его соединений с использованием инновационных технологий»

«Методика организации изучения неорганических кислот с использованием инновационных технологий»

«Методика изучения темы «Кремний и его соединения» с использованием инновационных технологий»

«Сравнительная характеристика цифровых образовательных ресурсов с позиций организации изучения химии неметаллов»