ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.П.АСТАФЬЕВА»

 

 

 

Кафедра __химии__

 

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ  К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ:

 

«ЦОР в изучении неметаллов» 

В составе дисциплины ГОС ВПО ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

 

Специальность: 032300.00 - Химия с дополнительной специальностью  

                                                                                                 (код ОКСО)                                               (наименование)

                            Квалификация  Учитель химии

 

 

 

Подпись:                                                                                                         
Издание подготовлено в рамках проекта  «Информатизация 
системы образования», реализуемого Национальным фондом 
подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки
Российской Федерации.

 

 

 

 

Красноярск

2006


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра ____химии__________________

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «ЦОР в изучении неметаллов»  ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию  учебного модуля (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного экспертом описания модуля).

Возможности ЦОР для решения проблем, связанных с организацией изучения химии неметаллов

Критерии оценки дидактических качеств ЦОР и умения их применять при выборе ЦОР по химии неметаллов

Способы обучения химии неметаллов с использованием информационно-коммуникационных технологий, модернизированного метода проектов

2. Цели учебного модуля

Содействие становлению профессионально-педагогической компетен-тности будущего учителя химии в области использования инновационных технологий в организации изучения химии неметаллов  

3. Задачи учебного модуля/курса

Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

- развитие элементов коммуникативной компетентности посредством организации работы студентов в процессе освоения модуля в виде микрогрупп, использования в числе измерительных материалов такой формы как защита презентаций методических рекомендаций, разработанных студентами и др.;

         Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

- развитие элементов инновационной компетентности посредством формирования у студентов умений использования в будущей профессиональной деятельности таких инновационных образовательных технологий как информационно-коммуникационные и модернизированный метод проектов;

- развитие элементов информационной компетентности посредством использования в процессе реализации содержания модуля в образовательной практике компьютерного тестирования, компьютеризированной лекции;

- инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе.  

Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

- актуализация и систематизация знаний и умений студентов, полученных в  курсе общей и неорганической химии, необходимых для решения методических задач организации изучения химии неметаллов на основе интеграции традиционного обучения и информационных технологий;

- формирование системы знаний о значении и возможностях ЦОР при организации изучения химии неметаллов в будущей профессиональной деятельности учителя химии;

- развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР;

- формирование умений построения уроков по химии неметаллов с использованием ЦОР;

- мотивация научно-методической деятельности студентов по исследованию целесообразности использования ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, для организации изучения химии неметаллов.

 

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

Модуль непосредственно связан с содержанием обучения дисциплины «Общая и неорганическая химия». Учитывая, что химия неметаллов является одной из важнейших областей химии как науки, а также имеет огромное прикладное значение, модуль связан со всеми химическими дисциплинами ГОС ВПО по специальности «Химия», квалификация «Учитель химии».

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

Задача развития элементов коммуникативной компетентности в процессе освоения модуля, соответствующая уровню ключевых компетентностей.

Задачи:

- развитие элементов информационной компетентности, проявляющейся в понимании роли и умении использования информационно-коммуника-ционных технологий для повышения эффективности обучения химии в будущей профессиональной деятельности;

- организация самообразовательной деятельности в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе, 

соответствующие уровню базовых компетентностей. 

Задачи:

- актуализация и систематизация знаний и умений по теме, полученных в  курсе общей и неорганической химии, необходимых для решения методических задач организации изучения химии неметаллов на основе интеграции традиционного обучения и инновационных технологий,

- овладение системой знаний о роли и возможностях ЦОР при организации

изучения химии неметаллов в будущей профессиональной деятельности учителя химии;

- развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР;

- овладение умениями построения уроков по изучению химии неметаллов с использованием ЦОР,

соответствующие уровню специальных компетентностей:

 

5*. Ожидаемые результаты освоения модуля/курса

В результате освоения содержания модуля студент должен

актуализировать свои знания о химии неметаллов, необходимые для проектирования уроков на основе ЦОР;

знать способы наиболее эффективного использования информационно-коммуникационных технологий и модернизированного метода проектов в организации изучения химии неметаллов учащимися;

уметь

- применять указанные способы при проектировании организационных форм обучения;

- оценивать дидактические качества ЦОР по химии неметаллов с учетом специфики химии как науки;

- проектировать уроки по изучению химии неметаллов с использованием  ЦОР;

- проектировать самостоятельную внеурочную деятельность учащихся по изучению химии неметаллов с использованием модернизированного метода проектов.    

   6. Перечень элементов  комплекта УММ:

·        рабочая программа  учебного модуля;

·        учебно-методическое обеспечение  учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- лекция:  план-конспект лекции; мультимедийная программа для компьютеризированной лекции;

- практические занятия: методические рекомендации к организации изучения галогенов на основе ЦОР; методические рекомендации к изучению темы «Азот и его соединения» на основе интеграции традиционного обучения, ИКТ и модернизированного метода проектов;

- литература.

·        методическое обеспечение самоконтроля знаний и умений студентов

Компьютерные тесты:

1.  «Организация изучения галогенов  и подгруппы кислорода с использованием ЦОР»;

2. «Организация изучения подгруппы углерода с использованием ЦОР»;

3. «Организация изучения подгруппы азота с использованием ЦОР»

·        методическое обеспечение контроля знаний студентов:

- интегрированный компьютерный тест «Организация изучения химии неметаллов на основе интеграции традиционного обучения и инновационных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий»;

- критерии оценивания презентаций методических рекомендаций к   урокам.

7. Инновационность комплекта УММ:

7.1 Инновационность по целям обучения

Проявляется в формировании целей обучения в контексте компетентностного подхода.

7.2.Инновационность по содержанию обучения

Заключается в формировании содержания обучения на основе интеграции традиционного обучения и информационно-коммуникационных технологий, что проявляется в освоении новых способов деятельности в области обучения химии.

7.3.Инновационность по методам обучения

Заключается в использовании в качестве методов контроля и оценивания – защиту компьютерных презентаций методических рекомендаций к урокам, компьютерное тестирование. 

7.4. Инновационность по формам обучения

Проявляется в применении модернизированных организационных форм обучения: компьютеризированной лекции,  лабораторных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.  

7.5.Инновационность по средствам обучения

Заключается в использовании ЦОР в образовательном процессе.

8. Актуальность для системы педагогического образования

8.1. Возможность использования УММ для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования.

Реализуется посредством включения компьютерных тестов, критериев оценки презентаций методических рекомендаций к урокам по химии неметаллов, как части учебно-методических материалов модуля, в Коллекцию ЦОР, разрабатываемых под эгидой НФПК.

8.2. Возможность использования УММ для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры обучения.

Реализуется посредством включения содержания модуля в содержание модуля «Развитие понятия «химический элемент» дисциплинны «Теория и методика обучения химии»

9. Список авторов элементов комплекта УММ:

Безрукова Н.П., к.х.н., доцент кафедры химии;

Тимиргалиева Т.К., старший преподаватель кафедры ИТОиМ

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю

1. Государственный образовательный стандарт по специальности 03230.00 «Химия с дополнительной специальностью », квалификация «Учитель химии».

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002.

3. Бордуков М.И., Адольф В.А., Кононенко И.Ю. и др. Концепция и программа измерения качества профессионально-педагогической подготовки учителя в Красноярском государственном педагогическом университете. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – 68 с.

4.     Бордуков М.И., Майер Р.А., Стеганцева Т.А. и др. Концепция и программа обновления профессионально-педагогической подготовки учителя в КГПУ. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. – 36 с.