ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович. Биография

ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович (1850 -1933) - пейзажист и исторический живописец.

Брат Виктора Васнецова. Учился в Вятском духовном училище, так как для многодетной семьи священника, из которой происходили братья, это был единственный способ дать детям образование.

Любовь к рисованию у него проявилась рано. Первым его учителем был Э.Ф. Андриолли, живописец, сосланный в Вятку за участие в польском восстании 1863 года. С 1872 Васнецов переехал в Петербург, где под руководством брата готовился к поступлению в Академию художеств и познакомился с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, В.В. Стасовым и другими передвижниками. В 1875 вернулся в Вятку для сдачи экзаменов за курс реального училища, чтобы иметь право на поступление в академию, но подружился с политическим ссыльным Ф.Ф. Павленковым, для которого иллюстрировал книжки, и увлекся народническими идеями. Сдав экзамен на звание учителя, А. Васнецов уехал в с. Быстрину Орловской губ., рассчитывая посвятить жизнь просвещению народа. На собственном опыте он убедился в несостоятельности народнических теорий, и поэтому, оставив просветительскую деятельность в 1878 Васнецов вернулся в Москву, к брату, желая заниматься только искусством.

Известность Васнецова - художника стало известно с 1880-х годов, когда его пейзаж "Серый денек" приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. В 1880 - 1890-е годы Васнецов много путешествовал по Северу и Уралу. Результат.ом этих поездок стали его знаменитые полотна "Тайга на Урале. Синяя гора" (1891), "Сибирь" (1894), "Кама" (1895), "Северный край" (1899), "Озеро" (1902), находящиеся в Государственной Третьяковской галерее. Художник М.В. Нестеров писал о созданных Васнецовым в это время работах: "Аполлинарий был поэт-романтик. Никто, кроме него, так ярко не изобразил ландшафт моей родины, быстрых уральских рек, сибирской тайги".

В 1898 Васнецов путешествовал по Франции, Италии и Германии знакомился с искусством этих стран и продолжал много работать. В конце XIX - начале XX в. Васнецов увлекся воспроизведением на полотне исторической Москвы. А.Н. Бенуа писал об исторических картинах Аполлинария Васнецова: "Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении". В эти годы Васнецов пишет книгу "Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи", в которой стремился восстановить идеально-классические представления, полагая, что вне идеалов (или "вне тезисов искусства") "начинается область заблуждений". С этих позиций критиковал декадентство и авангард.

Подобно многим своим современникам А. Васнецов работал для театра. Начало его деятельности как театрального декоратора можно отнести к 1880-м гг. когда в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова, вместе с другими членами Мамонтовского кружка он писал декорации для домашних спектаклей. В 1897 г. Мамонтов пригласил художника оформить постановку "Хованщины" М. П. Мусоргского в Московской частной опере. Сюжет из русской истории конца XVII в. требовал от Васнецова точной исторической реконструкции. Это оформление приносит ему успех, и в дальнейшем он создает не менее знаменитые декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1906, Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве).

С 1903 года он был избран действительным членом Академии художеств. Его полотна свидетельствуют о ярком таланте пейзажиста.

А. Васнецов - один из основателей "Союза русских художников". Член Московского археологического общества (с 1906). С 1901 по 1918 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана. С 1918 года был председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Автор главы "Облик старой Москвы" во втором томе "Истории русского искусства" (1910), под редакцией И.Э.Грабаря. Преподавал, часто выступал в печати со статьями по вопросам охраны памятников и теории художественного творчества, состоял в различных научных обществах и комиссиях. Певец старой Москвы, он в то же время занимал видное место в культурной жизни столицы первой трети XX в.

После революции продолжал свой цикл "историко-археологических" пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). Писал также живописные этюды Москвы и Подмосковья до самой смерти в 1933 году.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева