В.И. Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899

Сюжетом для картины послужил переход русской армией во время итальянского похода в 1799 году перевала Сен-Готард, считавшегося до этого момента неприступным.

В стремительном лавинообразном спуске с отвесных склонов швейцарских Альп изображает художник русских солдат. У самого края отвесной кручи на коне – полководец Александр Суворов, не проигравший ни одного сражения. На его ободряющую шутку откликаются подходящие к обрыву скалы солдаты. Тем, кто уже начал спуск, не до смеха: крестится седой бывалый ветеран; с трудом удерживают тяжелую полевую пушку солдаты справа, воин рядом просто закрыл лицо плащом, чтобы не видеть пропасть.

Как всегда, создавая картину, Суриков стремится к максимальной достоверности. Тщательно изучив быт и вооружение русской армии при императоре Павле I, он отправился в Швейцарию, на место перехода.

Определив, что «главное в картине – движение», художник, «сам по снегу скатившись с гор», проверял все стадии спуска. Суриков для себя осознал: «Верхние едут тихо, средние поскорее, а низшие совсем летят вниз. Эту гамму выискать надо было». Поскольку быстрота движения нарастает сверху вниз, художник выбрал вертикальный формат холста, что позволило ему передать не только все фазы спуска, но и показать высоту гор перевала, «ниже хребта которого, – как писал Суворов в донесении Павлу I, – громоносные тучи и облака плавают».