Урок 1. Одинаковые и разные фигурки. Одинаковые и разные буквы и цифры (повторение)

План урока

  1. Работа с листом определений «Одинаковые и разные фигурки. Одинаковые и разные буквы и цифры».
  2. Решение обязательных бумажных задач: 1–5, 6, 8.
  3. Решение электронных задач 168–172.
  4. Решение необязательных бумажных задач: 7, 9.

Повторение в структуре курса 2 класса

Мы прекрасно понимаем, что повторение курса 1 класса должно проводиться очень серьезно, в частности, занимать существенное место и по объему в учебнике и по времени в году. Как вы помните, весь теоретический материал в 1 классе у нас содержался на листах определений. Конечно, так будет и во 2 классе. Нам очень важно повторить все основные понятия и договоренности из курса 1 класса. Однако, повторить снова все листы определений из 1 класса в учебнике 2 класса у нас нет технической возможности. Поэтому мы пошли другим путем – выделили в курсе 1 класса основные темы и каждой из них посвятили отдельный урок. На лист определений к этому уроку мы вынесли только наиболее важные и сложные вопросы. Это фактически лишь вершина айсберга, весь остальной материал существенно более простой и детям он вспомнится в процессе решения задач сам собой. То же относится и к инструментальным действиям: раскрась, соедини, вырежи и наклей в окно и т.д. Мы надеемся, что ребята очень быстро вспомнят, что мы договаривались понимать под тем или иным действием. На всякий случай действия мы вводим постепенно, по 2-3 за урок, это относится как к бумажному, так и к электронному учебнику. Однако мы понимаем, что так, как мы рассчитываем, повторение будет проходить в основном у сильных и средних детей. Что касается слабых детей, то в начале года может выясниться, что они забыли все (или почти все). С ними может потребоваться подробно повторить не только сложные, но и простые вопросы, иначе их не сдвинуть с мертвой точки. Поэтому мы поместили справочный материал на форзацы учебника. Там содержится материал из курса 1 класса, который не вошел в листы определений 2 класса (из-за своей простоты), в основном он касается допустимых действий. Однако и этого может оказаться недостаточно, ведь материал на форзацах повторен очень кратко. Поэтому в комментариях к каждому уроку повторения мы будем полностью указывать все листы определений из курса 1 класса, которые используются в задачах данного урока. Возможно, вам покажется проще попросить ребят принести в класс учебники 1 класса и еще раз просмотреть соответствующие листы определений.

На первом уроке курса дети повторяют основные объекты курса: фигурки, русские буквы, цифры и понятия «одинаковые» и «разные» для каждого вида этих объектов. Кроме того, дети повторяют инструментальные действия: раскрась, пометь галочкой, обведи. Соответственно на этом уроке из курса 1 класса используются следующие листы определений: «Правило раскрашивания», «Цвет», «Одинаковые (такая же). Разные», «Обведи», «Пометь галочкой»,  «Русские буквы и цифры».

Работа с листом определений «Одинаковые и разные фигурки. Одинаковые и разные буквы и цифры»

Как проводить повторение, решайте сами. Мы предлагаем для начала поручить ребятам самостоятельно познакомиться с листом определений (как это происходит в нас в курсе всегда), а затем перейти к решению задач. Если при этом кто-то из ребят будет делать ошибки связанные с материалом, которого на листе определений нет, отправьте его к форзацу учебника или к соответствующему листу определений из курса 1 класса. Обсуждать ли лист определений на страницах 3 и 4 всем классом, также решайте в зависимости от силы и подготовленности класса. Можно обсудить только наиболее сложные моменты.

Как вы помните, в курсе 1 класса мы знакомились с основными объектами постепенно. Сейчас же мы объединяем темы по содержательному признаку. Например, фигурки мы объединяем с буквами и цифрами, а не с бусинами. Вы, конечно, догадались, чем это объясняется. Как вы помните из курса 1 класса, фигурки обладают наиболее широким набором характеристических свойств: цвет (раскраска), размер, форма, расположение на листе. Все эти свойства оказываются важными, когда мы пытаемся определить, одинаковы ли две данные фигурки. Именно это и отражают примеры на листе определений на странице 3. Что касается букв и цифр, то содержательно для них важна только форма и расположение на листе, именно поэтому мы на листе определений «Одинаковые и разные буквы и цифры» все буквы и цифры сделали черными и одного размера. При этом мы понимаем, что детям полностью абстрагироваться от размера и цвета в начальной школе очень сложно, но задач на различение букв по размеру и цвету мы не даем (это не соответствует содержательной стороне вопроса). Поэтому для среднего ребенка вполне достаточно проводить аналогию между фигурками и буквами, то есть сравнивать буквы как фигурки. Особенно важно для ребенка понять, что буквы как и фигурки нельзя поворачивать и переворачивать (подробней см. комментарий к уроку «Одинаковые (такая же). Разные» из курса 1 класса). Большинство примеров с листа определений на странице 4 именно об этом.

Решение обязательных бумажных задач

Предлагая на этот урок 7 обязательных задач, мы не имеем в виду, что все они должны быть обязательно решены (хотя они простые и сильный класс, вполне возможно, с этим справится). Все эти задачи обязательного уровня и вы можете выбрать из них несколько с таким расчетом, чтобы повторить слабые места именно вашего класса. При этом на работу с электронным учебником должно оставаться 15–20 минут на уроке.

Задача 1. Кроме материала с листа определений, в этой задаче ребятам необходимо еще помнить правила выполнения действия «обведи». Напомним, что каждая фигурка должна обводиться своей замкнутой линией. При этом линия не должна задевать саму фигурку. Если кто-то из ребят забыл, что значит «обведи», попросите его открыть форзац учебника или соответствующий лист определений из учебника 1 класса. Можно завести за правило на уроках повторения выкладывать в определенном месте кабинета несколько экземпляров учебника 1 класса, к которым дети во время урока могли бы подходить и вспоминать соответствующий материал.
Если кто-то из ребят не может найти одинаковые фигурки, стоит вспомнить вместе с ним основные приемы такого поиска: полный перебор (сравнение каждой фигурки с каждой), деление фигурок на группы и сравнение внутри группы и т.д. Так все фигурки можно разделить на 4 группы по цвету левого верхнего угла. При этом фигурок с красным и зеленым углом по одной, значит, их можно сразу отбросить. Теперь в одной группе оказалось 2 фигурки, а в другой – три. Как видим, перебор в этом случае совсем невелик.

Задача 2. Кроме материала с листа определений, в этой задаче нужно еще помнить наше правило раскрашивания и набор основных рабочих цветов. Также надеемся, что дети 2 класса вполне освоились с русским алфавитом, поэтому мы не приводим на данном листе определений списка всех русских букв. В данной задаче русские задачи перемешаны с латинскими, поэтому нужно уметь уверенно выделять из набора русские буквы. При этом некоторые латинские и русские буквы дети часто путают, особенно И и N. Если вы столкнетесь именно с такой ошибкой, то естественно будет попросить ребенка обратиться к списку русских букв. В этом вам снова поможет форзац учебника или лист определений из курса 1 класса «Русские буквы и цифры».

Задача 3. Здесь дети вспоминают понятие «такая же». С точки зрения нашего курса это понятие лишнее, поскольку оно равнозначно понятию «две одинаковые». Однако с точки зрения русского языка это понятие нам необходимо, поскольку некоторые задачи сформулировать со словом «одинаковые» не удается. Вот пример такой задачи. Вы, наверняка, заметили, что искомых букв в наборе не три, а четыре. Если некоторые дети обведут все 4 фигурки, стоит вместе с ними вспомнить правила работы в рамках нашего курса. Одно из них состоит в том, что мы всегда работаем только в рамках задания и не делаем ничего лишнего.

Задача 4. В этой задаче кроме материала листа определений, детям потребуется вспомнить еще одно действие – «пометь галочкой». Однако оно настолько простое, что надеемся, проблем у ребят не возникнет. В данном случае найти две разные фигурки не так уж легко – из семи фигурок шесть одинаковых. Конечно, решений здесь несколько, но одна из помеченных фигурок у всех детей должна быть общей – третья фигурка с конца.

Задача 5. Здесь, как и в предыдущей задаче, проблема в том, что слишком много одинаковых цифр. Кроме того, ребятам необходимо отделить цифры от букв. Как и в задаче 4, решений здесь будет несколько.

Задача 6. В курсе 1 класса детям довольно часто приходилось решать задачи, в которых требовалось сделать фигурки одинаковыми, раскрасив квадратики. Сделать фигурки разными гораздо проще – для этого достаточно раскрасить хотя бы пару квадратиков на соответствующих местах в разные цвета. В данном случае это могут быть третьи квадратики первой строки. После этого все остальные квадратики в фигурках можно раскрасить как угодно.

Задача 8. Как видите, слово здесь подобрано так, что в нем имеется несколько пар одинаковых букв, но тройка одинаковых букв всего одна. Тем не менее, это не сложная задача, можно использовать ее в качестве домашней работы.

Решение электронных задач

Поскольку в этом году дети впервые работают с сайтом, надо вспомнить «ключевые» действия. Напомним, что перед началом года вам надо ввести на сайте в качестве учеников ребят своего класса, присвоив каждому свой логин и пароль. На первом уроке ребята садятся за машины и открывают сайт. После этого открывается страница авторизации, где каждый ребенок должен ввести свой логин (будут ли ребята работать с паролем с первого же урока, решать вам). После этого откроется главная страница курса. Теперь дети находят первый урок и нажимают соответствующую ссылку. Открывается привычная ребятам страница – «начать урок» - «вернуться». Нажав «начать урок» дети открывают лист с задачей 168.

Как и допустимые действия (в бумажном учебнике), инструменты электронных уроков дети будут вспоминать постепенно, по 2-3 за один урок. Поэтому в данном уроке дети вспоминают кроме управляющих кнопок («начать сначала», «сохранить и выйти»), только два инструмента: заливка и галочка. Также на экране имеется обычная палитра наших рабочих цветов.

Задача 168. В этой задаче дети вспоминают в электронном виде действие «пометь галочкой». Возможно, найдутся ребята, которым в индивидуальном порядке придется напомнить последовательность действий – щелкнуть мышкой кнопку «галочка», выбрать в палитре подходящий цвет, щелкнуть мышкой в том месте экрана, где хотим поставить галочку.

Задача 169. Здесь ребята вспоминают инструмент «заливка», соответствующий действию «раскрась». Напомним, чтобы залить некоторую область, нужно щелкнуть по инструменту «заливка» в ящике инструментов, выбрать соответствующий цвет и щелкнуть по нужной области. Как и во многих аналогичных задачах, раскрашенные в условии квадратики перекрасить нельзя. Удобнее всего двигаться по строкам (или столбцам) двух фигур одновременно, сравнивая квадратики на соответствующих местах. В данной задаче в каждой паре квадратиков один квадратик окажется раскрашенным, а другой – нет. Значит, нераскрашенный квадратик надо раскрасить в такой же цвет. Если ребенок начал раскрашивать квадратики хаотично и в какой-то момент совсем запутался, проще будет проще начать решение сначала. Конечно, можно стереть раскраску ластиком или просто перекрасить, но это можно сделать лишь с квадратиками, которые раскрасил сам ребенок. Однако исходные квадратики и те, что раскрасил ребенок внешне ничем не отличаются, это может создавать некоторые трудности с исправлением ошибочного решения.

Задача 170. Аналогичные задачи встречались ребятам в курсе 1 класса. Решать ее наобум (методом проб и ошибок) оказывается довольно долго и затруднительно – необходим хотя бы минимальный анализ исходных фигур. Для начала есть смысл просмотреть исходные фигуры и понять, есть ли среди них хотя бы две одинаковые. Оказывается есть, значит можно попробовать поискать нераскрашенную фигурку такой же формы и размера. Такая фигурка отыскивается, значит именно ее нужно раскрасить в тот же цвет, что и две одинаковые фигурки.

Задача 171. Объектов здесь довольно много – может понадобиться перебор. Конечно, в первом задании перебор нужно вести только по русским буквам, а во втором – только по цифрам.

Задача 172. Необязательная. Обычно пятые задачи в электронных уроках мы делаем необязательными. Задачи, подобные этой в курсе 1 класса мы советовали предлагать детям для развлечения или по желанию тем, кто любит рисовать и раскрашивать. На этом уроке есть смысл предложить задачу всем, она быстро позволит ребятам вспомнить все особенности работы заливки.

Решение необязательных бумажных задач

Задача 7. Цель данной задачи в выделении из совокупности знаков русских букв. Заметим, что среди данных существуют буквы, которые взрослый (или более старший ребенок) не сможет с уверенностью определить как русские, например буква С. Об этом мы подробней поговорим на уроке «Латинские буквы». Здесь же стоит лишь заметить, что дети 2 класса должны решать эту задачу совершенно формально – если данная буква есть в русском алфавите, значит она русская.

Задача 9. Содержательно эта задача не слишком сложная. Нужно сделать две картинки одинаковыми, раскрасив области в соответствующие цвета. Можно предложить ее всем ребятам, которые любят раскрашивать.