Скорость и ускорение

Движение материальной точки вдоль прямой линии (оси X), при котором ее скорость увеличивается со временем по линейному закону

υ = υ0 + at,

называется равноускоренным. Алгебраическая физическая величина a, равная изменению скорости за 1 с, называется ускорением. Модуль и знак ускорения могут быть определены по наклону графика скорости υ (t) к оси абсцисс.

Компьютерная модель демонстрирует кусочно-линейный график υ (t), при котором на одинаковых промежутках времени ∆t = 10 с движение является равноускоренным. Точки излома графика можно перемещать по вертикали с помощью мыши. На каждом интервале времени вычисляются модуль и знак ускорения a, а также модуль и знак перемещения S по формуле

где t = ∆t = 10 с, а υ0 – скорость тела в точке излома графика υ (t).

Непосредственно внутри окна модели, в нижней части расположены кнопки «Старт» и «Сброс» (кнопка «Старт» при нажатии заменяется кнопкой «Стоп» и служит для кратковременной остановки происходящего процесса). При нажатии кнопки «Сброс» модель возвращается в первоначальное состояние. В верхней части окна расположено рабочее поле модели. На рабочем поле находятся шесть подвижных точек, обозначенных латинскими буквами (A, B, C, D, E, F). Сдвигая их вверх и вниз в пределах рабочего поля модели можно выбирать начальную и конечную скорость и ускорение. Под рабочим полем модели появляются значения перемещений и ускорений, для каждого участка модели (AB, BC, CD и т. д.). Ниже окна рабочего поля модели расположено окно, показывающее движение тела и векторы скорости и ускорения.