Опера "Евгений Онегин". Действие 1. Картина 2. Сцена письма Татьяны

 

            Сцена письма Татьяны – центральная лирическая кульминация второй картины оперы (даже по времени это  самая большая сцена в опере). Татьяна отсылает няню, чтобы остаться одной. Бурное порывистое оркестровое вступление с большим нарастанием динамики вводит  в первый раздел сцены. Мучительное душевное состояние, связанное с неизвестностью, боязнь остаться неуслышанной, и чисто девичий страх перед решительным поступком сменяются уверенностью в своих  чувствах и сознанием своей правоты. Кантилена «Пускай погибну я» предшествует сцене письма: «Я к вам пишу». Рука скользит по бумаге. Но написанное не нравится Татьяне. Первый раздел завершается кратким взволнованным речитативом: «Нет, все не то! Начну сначала».

            Она начинает заново. На фоне взволнованного звучания оркестра Татьяна поет:  «Я к вам пишу, чего же боле?». Чередуя почти речевые по  краткости интонации с певучими лирическими фразами, Чайковский создает продолжительный речитатив, в котором  по  мере развития мысли смелые  и решительные интонации постепенно уступают  место унынию  и нежному сетованию  на судьбу, неожиданно столкнувшую Татьяну с Онегиным («Зачем вы посетили нас?»). Оркестровый аккомпанемент великолепно передает тревожную нерешительность.

            Со слов «Нет, никому на свете» начинается третий раздел сцены. Здесь возникает полное единство голоса и оркестра на основе постоянного  обмена музыкальными фразами. Темы, в каком-то  смысле однородные, возникают одна из  другой, будто вырастают, как растет эмоциональное возбуждение Татьяны. Кульминация сцены захватывает.

            Кода сцены письма (прошла ночь, «Кончаю, страшно перечесть») непосредственно  переходит в сцену рассвета.

 

© Александр МАЙКАПАР