Л.С. Попова. Человек + воздух + пространство. 1913

Творчество Любови Поповой в период с 1913 по 1916 год может служить классическим образцом русского кубофутуризма, направления, возникшего как результат слияния на русской почве французского кубизма и итальянского футуризма и вместе с тем обладавшего собственной неповторимой спецификой.

Картина «Человек + воздух + пространство» впервые экспонировалась на выставке «Магазин» под несколько иным названием: «Фигура + дом + пространство». Этой работе свойственны монументальность, композиционная завершенность и определенность, а также стремление художницы максимально выявить единство объемно-пространственной структуры, которое в данном случае преобладает над проблемами движения, динамики.

В том, как решается задача изображения человеческой фигуры и в конструктивности рисунка ощутимо влияние Татлина, с которым Попова сближается в этот период. Женская фигура трактована как некий механизм, ее конечности – как рычаги на шарнирах, движение остановлено, зафиксировано. Плоскости, формирующие форму обнаженного тела натурщицы, кресла, в котором она сидит, разнообразные предметы, ее окружающие, в том числе и фрагменты архитектурных конструкций, не делают различия между человеком, вещью и воздухом. Для Поповой это имеет принципиальное значение, подготавливая ее переход к беспредметной живописи.