Комментарий руководителя

производственной практики

БФ СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта

кандидата педагогических наук,

доцента Т.Н.Журиной

к уроку учителя

физической культуры

Г.В.Горбачевой

 

Тема урока «Гимнастика»

 

Задачи урока:

1) ознакомить с аэробикой на мячах — фитбол;

2) повторить прыжки через короткую и длинную скакалку, акробатические упражнения;

3) развивать скоростно-силовые качества.

По основной направленности: учебно-тренировочный урок.

По предметному содержанию: урок по гимнастике и подвижным играм.

Тип урока: смешанный.

На уроке, проводимом в 8 классе, присутствовали 15 учениц. Освобожденных от занятий и присутствующих на уроке — трое.

В процессе проведения урока учитель физкультуры решает конкретные задачи. Урок влияет на занимающихся разносторонне. Для обучения и воспитания педагог использует фронтальный метод, постоянно следит за действиями класса, продуманно подбирает и использует упражнения. Для разминки в подготовительной части урока включены простые энергичные упражнения в шаге с использованием скакалки. В качестве разминки используется аэробика.

В основной части урока девочки знакомятся с мячом-фитбол. На уроке физической культуры в среднем школьном возрасте учитель решает задачи развития физических способностей учащихся, а также воспитательные задачи (нравственности, коллективизма, ответственности, уважения).

Заключительная часть посвящена упражнениям на гибкость и расслабление с помощью мяча-фитбол.

 

Ход урока:

1. Подготовительная часть урока.

Урок начался своевременно с построения в круг в центре зала, постановки задач. Затем освобожденные от занятий девушки вышли из строя и сели на скамейку. Учитель предложил девочкам интересную игру на активизацию внимания, сообразительность и элементарные знания математики и последовательности времен года. Только не совсем понятно, ученицы строились в какой последовательности — по возрастающей или убывающей, и кто победил (задания, предложенные в конспекте, интересные).

Далее школьницы выполняли элементарные разновидности передвижений с использованием различных положений скакалки: на носках, на пятках. Я думаю, что с таким контингентом занимающихся можно проводить более интересные разновидности передвижения, чем те которые предложены.

Затем девушки самостоятельно перестроились для проведения аэробики. Комплекс проводился под музыкальное сопровождение с четким ритмом и акцентами. Последовательность в комплексе отвечает требованиям построения. Это способствовало  воспитанию чувства ритма, темпа,  более активному восприятию музыки. Это помогает тонко дифференцировать временные, пространственные и динамические параметры движения, а совпадение главного действия в упражнении с музыкальным акцентом повышает его эффективность.

Отрадно, что девушки знакомы с терминами аэробики и базовыми движениями. Видно, учитель практикует этот вид оздоровительной гимнастики, что просто прекрасно. На протяжении комплекса учитель выполняет упражнения вместе с ученицами. Выполняет красиво, музыкально.

2. Основная часть урока.

На этом этапе урока учитель познакомил учащихся еще с одним из видов оздоровительной гимнастики — аэробикой на фитболе. Педагог объяснила, что это за инвентарь, из чего изготавливается, каковы его размеры и для кого может быть предназначен. Особо остановилась на подборе упражнений для выполнения комплекса, и какова техника выполнения упражнений. При обучении она использовала показ с сочетанием слова. Объяснение было кратким, доступным. Корректируя технику выполнения, педагог особое внимание уделяет положению ног, рук, осанке. Далее девочки в медленном темпе попробовали выполнить некоторые упражнения, что у них получилось просто замечательно. Затем педагог усложнила задачу, предложив позаниматься под музыкальное сопровождение, что удалось великолепно. Школьницы выполняли упражнения с удовольствием, эмоционально. Думается, что эти упражнения доставляют им большое удовольствие. Очень жаль, что многие школы не имеют возможности  для приобретения и использования такого необычного инвентаря. Это внесло бы больший интерес в занятия.

3. Основная часть урока (продолжение).

Шесть минут основной части девочки занимались акробатическими упражнениями. Они повторили кувырки вперед и мост из положения лежа.

Следующий этап повторения акробатических упражнений включал разноуровневые по сложности задания. В основном девочки упражнялись в  выполнении моста из положения стоя со страховкой своих подруг. Но есть и такие ученицы, которые владеют акробатическими упражнениями, требующими хорошей подготовки: из стойки на руках кувырок вперед; шпагат; переворот боком («колесо»). Но это, скорее всего, те, кто занимается или занимался в спортивных секциях. И в школах, где на уроке в 8 классе занимаются и мальчики, и девочки, а учитель один, очень трудно применить.

4. Основная часть. Прыжки через скакалку.

Очень интересен подбор упражнений в прыжках через скакалку. Учитель использует не только обычные скакалки, но и длинные. Задача развития скоростно-силовых способностей решается в полной мере. Это и прыжки индивидуальные с использованием различных вариантов (правда, вариантов у учениц не так уж много), в парах, с забеганием, через длинную скакалку и т.д.

А проводить соревнования между командами черных и желтых можно было одновременно, привлекая к судейству присутствующих. Это сэкономило время и увеличило моторную плотность. А самое главное — внесло бы остроту в борьбу.

5. Основная часть урока. Игра в лапту.

Три минуты всего удалось поиграть школьницам в лапту. Это, конечно, очень мало. Ведь эта игра требует большего количества времени, физических и эмоциональных затрат. Игра состоит из 2 периодов и перерыва. Должна проводиться жеребьевка, существуют правила, техника игры и т.д. А то, что было проведено, понять и оценить трудно. Урок и без этого очень насыщен.

6. Заключительная часть урока.

Заключительная часть началась с выполнения упражнений на гибкость и расслабление. Но упражнения были проведены только на верхний плечевой пояс и туловище. Необходимо было дать упражнения для ног и таза, так как на уроке решалась задача развития скоростно-силовых способностей. Заключительная часть закончилась подведением итогов поставленных на уроке задач.

Хочется отметить, что учитель хорошо владеет материалом. На уроке в основном использует распоряжения (под счет упражнения не выполняются). Но всегда педагог добивается беспрекословного выполнения указанных действий. На уроке очень хорошая дисциплина. Девочки стараются выполнять все требования учителя, очень внимательно его слушают и активно участвуют в уроке. Наверное, постоянные объяснения значимости физических упражнений и личный пример педагога этому способствуют.