ПЛАКАТ
Кукрыниксы (Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991), Крылов Порфирий Никитич (1902-1990), Соколов Николай Александрович.(1903-2000)

       Кукрыниксы - псевдоним творческого коллектива выдающихся советских художников, Героев Социалистического Труда, народных художников СССР, действительных членов Академии художеств СССР, лауреатов Ленинской и Государственных премий СССР М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова.
       С первых дней Великой отечественной войны Кукрыниксы, вместе с другими мастерами искусства включились в борьбу с врагом доступными им средствами. Художники рисовали плакаты , карикатуры, писали картины о войне, призывающие к борьбе с захватчиками. Однако самое яркое выражение послужила их работа по созданию "Окон ТАСС".
       "Окнами ТАСС" назывались агитационные политические плакаты, выпускавшиеся в эти годы Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Эти плакаты, выставлявшиеся в больших окнах и витринах московских магазинов, отличались большим размером. За годы войны было создано более 1500 "Окон ТАСС" (тираж каждого "окна" до 1000 экземпляров). По их типу московских "Окон ТАСС" создавались "окна" и в других городах - Свердловске, Ташкенте, Баку, Мурманске, Хабаровске. Наряду с Кукрыниксами в создании "Окон ТАСС" участвовали многие известные художники - В. В. Лебедев, П.П.Соколов-Скаля, М.М.Черемных, П.М.Шухмин и др.; тексты к ним писали поэты - Демьян Бедный, С. Я. Маршак, В. И. Лебедев-Кумач и др. Незатейливые, но энергичные, хлесткие строки подписи к этому плакату написал живший в осажденном Ленинграде поэт Александр Андреевич ПРОКОФЬЕВ (1900-1971). "За страну советскую / бей зверье немецкое, / Бей штыком, гранатой бей, / Бей чем хочешь, но убей!".
       Изображена символическая схватка советского и фашистского солдата. Фашист, стоящий в центре прямо на распростертом теле убитой молодой женщины, падает под яростным натиском советского воина, буквально врывающегося в композицию плаката из-за правой его кромки. Черты фашистского солдата окарикатурены, ему придано сходство с хищным зверьком. Этому впечатлению способствует и его предсмертный оскал. Схваченный за горло советским солдатом, он падает назад. Черты лица его карикатурно утрированы и напоминают крысиные, под стать серому обмундированию. Советский солдат держит немца за горло левой рукой, а в правой у него автомат, который он занес над головой врага. Авторы акцентируют сопоставление этих фигур их сходством, в результате подчеркивающим различие. Оба солдата одеты в каски, у каждого в руках автомат. Обмундирование немца решено в серой, "мышиной" гамме, фигура советского солдата залита зеленым цветом (включая автомат). Цветовой акцент - красная звезда на зеленой каске советского солдата.