Урок 44–45. Проект «Наши рецепты»

Практическая цель проекта – создание в стандартном текстовом редакторе печатного варианта любимого кулинарного рецепта ребенка, создание книги кулинарных рецептов ребенка.
Методическая цель проекта – первое знакомство с текстовым редактором (возможностями оформления текста и размещения его на странице).

План проведения проекта:
Первый урок
1. Первое знакомство с текстовым редактором. Создание текстового документа.
2. Набор текста рецепта.
3. Оформление рецепта по общему образцу.
Второй урок
4. Завершение оформления рецептов. Распечатка рецептов.
5. Занесение своего рецепта в книгу рецептов.
6. Обмен рецептами и занесение в книгу рецептов других ребят.

Урок 44

Предварительная подготовка к уроку
На этапе подготовки к этому уроку лучше всего привлечь родителей. Попросите родителей написать своему ребенку разборчиво рецепт его любимого блюда. Желательно, чтобы блюдо было не слишком сложное, а рецепт – не слишком длинный, поскольку дети еще печатают очень медленно. Поскольку дети будут печатать свои рецепты по общей схеме оформления, то лучше, чтобы и родители написали также – сначала список необходимых продуктов, а затем способ приготовления. Если у родителя очень неразборчивый почерк и он сомневается, что ребенок сможет его разобрать, можно выбрать с ребенком рецепт из кулинарной книги. Если при этом не удастся найти любимое блюдо ребенка, можно найти что-то похожее или то, что ребенку покажется интересным. Поскольку это задание будет дано родителям заранее, то будет время попробовать приготовить незнакомое блюдо из кулинарной книги и выяснить, насколько ребенку это понравится.

Знакомство с текстовым редактором

Этот проект подытоживает серию занятий на клавиатурном тренажере. Таким образом дети к этому моменту должны ориентироваться в размещении букв на клавиатуре. Буквы основной позиции пальцев (Ф, Ы, В, А, О, Л, Д, Ж) дети должны набирать на уровне навыка, остальные буквы дети должны быстро находить на клавиатуре. Кроме того, в ходе занятий с клавиатором дети должны познакомиться с клавишей «пробел». С клавишей «Shift» дети знакомились в ходе изготовления беджа, но в этом проекте ее нелишне вспомнить. Цифры детям приходилось набирать, работая с электронным учебником. Таким образом, наиболее новым на данном уроке будет знакомство с новой программой (текстовым редактором, например, Word), ее интерфейсом и возможностями.

Для начала нужно создать соответствующий файл. Это можно сделать разными способами, в том числе просто открыть программу Word. Можете заранее создать на рабочем столе каждого компьютера текстовый файл «Рецепт». Лучше, если на этом уроке на экране программы не будет ничего лишнего. В этом проекте нам понадобится линейка. Чтобы ее установить, надо поставить галочку около пункта «Линейка» в меню «Вид». Кроме того, нам понадобится панель «Форматирование». Чтобы ее установить, нужно открыть меню «Вид», в нем открыть вкладку «Панели инструментов» и в ней поставить галочку около пункта «Форматирование». Все остальные галочки в этом меню лучше пока снять. Таким образом, на экране нашего файла должны быть: основное меню (Файл, Правка, Вид и т.д.), панель форматирования, где мы будем устанавливать параметры шрифта и линейка, которая нам поможет подогнать размеры документа под размеры будущей книги рецептов.

Набор текста рецепта

Попросите ребят открыть файл «Рецепт» и печатать в нем свой любимым рецепт по общей форме, которую лучше вывести в это время на большой экран. Вот пример одного из возможных способов оформления рецепта (вы можете придумать свой):

 

Торт «Шарлотка»

Любимый пирог Оли Беляевой

Продукты:
Песок сахарный – 1 стакан;
Яйца – 3 штуки;
Маргарин – полпачки;
Мука – 2 стакана;
Разрыхлитель теста – 1 пакетик;
Яблоки – полкилограмма.

Способ приготовления:
Всыпать в муку разрыхлитель теста, хорошо перемешать. Взбить яйца с песком до получения однородной пены. Маргарин растопить на слабом огне, остудить, смешать его с песком и яйцами. Влить полученную смесь в муку и хорошо перемешать.
Сковороду смазать маргарином или подсолнечным маслом. Яблоки очистить, нарезать кусочками, выложить на сковороду. Затем сверху залить яблоки тестом. Выпекать в духовке 20-30 минут до готовности.

Быстрее дело пойдет, если сначала дети будут только печатать текст, а потом заниматься его оформлением. Поэтому можно не давать детям много пояснений в начале, а просто попросить их напечатать свой рецепт. Всем можно пояснить использование клавиши «Enter», чтобы начать новый абзац. Так удобней писать список продуктов и заголовки. Кому-то из детей придется помочь установить русский язык. Большинству детей понадобятся в тексте знаки препинания. Покажите им, где найти на клавиатуре точку, запятую, двоеточие, точку с запятой, тире. По ходу работы дети в случае затруднения будут обращаться к вам за помощью.

Ясно, что все дети будут работать в собственном темпе. Сильные и быстрые дети напечатают текст своего рецепта за 5–10 минут до конца урока, слабые и медлительные – возможно не успеют закончить эту работу на уроке. Это не страшно, на следующем уроке ребята смогут продолжить свою работу.

Оформление рецепта по общему образцу

После того, как ребенок набрал текст своего рецепта, вы вместе с ним проверяете ошибки в тексте. Полезно при этом использовать программу автоматической проверки орфографии. Затем следует оформить текст на странице красиво и подогнать его под ваши размеры. Размеры текста на странице зависят от размера страниц будущей книги рецептов. Чтобы это отрегулировать, выделите весь текст рецепта, а затем установите левый конец горизонтальной линейки на ноль, а правый – в соответствии с шириной будущей страницы книги рецептов. Затем покажите ребенку кнопки в панели «Форматирование», которые помогут установить размер шрифта (лучше пользоваться 14 кеглем), выделить заголовки жирным или подчеркиванием. Если есть возможность, покажите, как выделить заголовки цветом.

К концу этого урока у 3–4 самых быстрых ребят рецепты должны быть готовы. Их надо распечатать и вывесить на  классный стенд.

Домашнее задание
К следующему уроку ребята получают задание нарисовать или найти картинку своего любимого блюда (или похожего) для украшения страницы с рецептом. Картинка должна быть небольшая, помещаться в квадрате 5 на 5 сантиметров.

Урок 45

Завершение оформления рецептов

В начале этого урока оставшаяся часть класса заканчивает набор текста и оформление своих рецептов. Ребята, которые закончили эту работу на предыдущем уроке, сразу переходят к следующему этапу работы. Готовые работы распечатываются и выдаются ребятам.

Занесение своего рецепта в книгу рецептов

Организация этого этапа проекта сильно зависит от того, какой способ оформления книжки рецептов вы выберете (это зависит только от вашего желания). Вот примеры двух таких способов (вы можете придумать другой):

Конечно, можно просто скрепить листы рецептов. Но пользоваться такой большой книжкой рецептов не очень удобно.

Итак, получив распечатанный рецепт, ребенок дорабатывает его уже без компьютера. Во-первых, нужно обрезать лист под размеры своей книжки рецептов. Во-вторых, нужно наклеить нарисованную и подобранную картинку на страницу. В-третьих, нужно поместить лист в книгу рецептов. Конечно, кроме этого нужно оформить титульный лист книжки, но это дети могут сделать и дома.

Обмен рецептами и занесение в книгу рецептов других ребят 

При любом варианте заключительного этапа вам нужно сохранить работы детей на сайте. Для этого перейдите по ссылке “Добавить файлы учеников”. Перед вами появится список учеников, участвовавших в проекте, и строка внизу, в которой вы можете выбрать имя ученика, указать его файл и нажать кнопку “Добавить”. Такую процедуру нужно произвести для каждого учащегося. При этом важно проследить, чтобы имена всех файлов были написаны только латиницей.

Вообще говоря, заключительный этап не является обязательным (ведь обе цели проекта мы уже достигли). Но желательно его провести, поскольку в нем достигается сразу несколько дополнительных методических целей. Таким образом, начиная с этого момента есть 3 варианта развития событий:

1) Вы решили не проводить обмена рецептами. Такой вариант возможен, особенно если дети работали медленно, и времени совсем не осталось. В таком случае достаточно провести выставку готовых работ – все рецепты распечатать в двух экземплярах – один в книжку ребенка, другой – на общий стенд. Когда дети познакомятся с рецептами друг друга, их все можно снять, сшить вместе и получить книгу рецептов вашего класса.

2) Вы решили провести полный обмен рецептами, то есть обмен всех со всеми. В этом случае все работы следует распечатать по числу учеников в классе. Затем каждый ученик будет самостоятельно вносить рецепты в свою книжку. Надо отметить, что ученику при таком способе придется выполнить довольно большой объем работ и на уроке он скорее всего не успеет. В этом случае ему придется продолжать работу дома или вы можете вынести ее частично на урок труда.

3) Вы решили провести частичный обмен рецептами. При таком способе ребенок сам выбирает понравившиеся ему рецепты и заносит их в свою книжку. Конечно, такая работа интересней детям, но ее сложней организовать (как это довольно часто бывает). В таком случае очень полезно в конце первого урока проекта вывесить готовые рецепты на общий стенд. Тогда между первым и вторым уроком проекта дети смогут ознакомиться с рецептами и выбрать те, которые понравились. С остальными рецептами можно познакомить детей на втором уроке, когда они будут готовы. Лучше, если ребенок сам представит свой рецепт или можно вывести рецепт на большой экран. Так или иначе, дети знакомятся с рецептами друг друга и сообщают вам, какие бы рецепты они хотели иметь у себя в книжке. Дальше все рецепты распечатываются по числу желающих и дети вносят их в свои книжки. Заметим, что этот способ может потребовать добавочного времени поэтому вы можете не уложиться в рамки двух уроков. Это не обязательно. Достаточно после 1 урока вывесить работы и вначале второго урока спросить ребят, кто бы хотел иметь у себя такие рецепты. Затем распечатать рецепты по числу желающих и раздать. А после второго урока можно вывесить следующие готовые работы. Ребята будут с ними 1-2 дня знакомиться, а затем можно снова спросить, кому что понравилось, распечатать и раздать. Работа будет для них уже знакомая, и дети смогут довести ее до конца дома или на уроке труда.