ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра русской литературы ХХ века
Учебно-методический комплект модуля «Советский Ренессанс» 1920-х гг.»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор ___________________
"____"_____________200_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по модулю «Советский Ренессанс» 1920-х гг.»
Специальность: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе».
Место
в примерном плане ГОС ВПО:
элективный модуль дисциплины ОПД Ф.04
«Методика обучения русскому языку и литературе» для студентов, обучающихся по
специальности код ОКСО 050301
«Русский язык и литература».
Профиль: педагогический; изучение на уроках литературы в общей средней школе (11 класс).
Квалификация: преподаватель русского языка и литературы код ОКСО 050301
Специальность: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе».
Дисциплина: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»
Специальность: для студентов, обучающихся по специальностям 050301 «Русский язык и литература».
Факультет: филологический
Курс обучения: | 1 дневное отделение |
Семестр: | 1 |
Всего часов по учебному плану: | 24 |
В том числе по формам обучения: | очная |
- лекции | 4 |
- практикум | 6 |
- самостоятельная работа | 12 |
Форма итогового контроля знаний: | |
-Зачет (защита проекта) | 2 1 сем. |
МОСКВА
2006
Содержание
1. Общие положения.
2. Требования к уровню освоения модуля.
3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.
4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:
4.1. Лекционные занятия
4.2. Практические занятия.
4.3. Самостоятельная работа
5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.
6. Литература основная и дополнительная.
7. Перечень учебных наглядных пособий.
8. Требования к уровню освоения.
9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.
1. Общие положения
1.2. Цели модуля:
o Сформировать понимание возможностей новых педагогических технологий в методике преподавания литературы (использование ЦОР в учебном процессе) на примере изучения литературного процесса 1920-х гг. в контексте художественных открытий живописи, архитектуры, музыки, кино этого периода.
o Сформировать навыки применения студентами ЦОР в учебной и учебно, -методической деятельностипредполагающей широкое использование форм самостоятельной, групповой и индивидуальной работы.
1.3. Задачи модуля:
o Ознакомить студентов с возможностями использования ЦОР в целях повышения качества обучения, наглядности и разнообразия обучающих заданий в ходе изучения литературы периода 1920-х.
o Показать на базе ЦОР продуктивность междисциплинарного подхода для представления стилей периода (взаимосвязь художественных открытий живописи, архитектуры, музыки, кино).
o Обучить использованию ЦОР в ходе изучения и преподавания темы «Советский Ренессанс» 1920-х гг.» при помощи создания банков данных, таблиц, тематических портфолио, применения разных типов обучающих заданий, тестов для контроля и самоконтроля уровня учебных достижений и т.д.
o Сформировать начальные практические навыки проектной организации образовательного процесса (разработка разных типов урока с использованием ЦОР).
1.4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности.
Цели и задачи модуля могут быть реализованы только при интердисциплинарном подходе и взаимосвязи со следующими дисциплинами:
Методика преподавания литературы
Информатика.
Теория литература
История русской литературы
История всемирной литературы
История России
Мировая художественная культура
Философия
1.5. Ожидаемые результаты освоения модуля:
- ЗНАТЬ общую структуру имеющихся ЦОР по предметной области и виды ЦОР по теме «Советский Ренессанс» 1920-х».
- ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о мультимедийных средствах реализации междисциплинарного подхода в изучении и преподавании литературы.
- УМЕТЬ использовать ЦОР в ходе изучения и преподавания темы «Советский Ренессанс» 1920-х гг.» (навыки поиска, обработки и сохранения элементов ЦОР при помощи создания банков данных, таблиц, тематических портфолио; разработки разных типов обучающих заданий, тестов для контроля и самоконтроля уровня учебных достижений, итогов методической работы.
2. Требования к уровню освоения модуля
Формируются на основании п. 7.1 ГОС ВПО по специальности.
В результате изучения модуля УМ «Советский Ренессанс»1920-х гг.» студенты должны:
Используемые ЦОР: 47,17,11,14,25,49, ЦОР 2-ая поставка: 8, 9, 10, 11, 12, 14, 51; ИИСС: 15, 17; материалы Единой коллекции ЦОР (персоналии писателей 1920-х гг., понятия теории литературы, база данных «Музыка ХХ века»).
Формы отчетности:
Текущий контроль - комплектование на базе ЦОР учебно-методических материалов личного портфолио студента (базы данных, портфолио, презентации по конкретным темам); выполнение тестовых заданий из ЦОР.
Итоговая аттестация - защита проекта по использованию ЦОР в изучении определенной темы школьного курса литературы (урок-презентация).
3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины/модуля/спецкурса
Вид учебной Деятельности |
Всего часов |
Распределение часов по формам обучения |
|
очная |
|||
В семестр[1] |
в неделю |
||
Лекции |
4 |
4 |
1 |
Лабораторные занятия |
|||
Практические занятия |
6 |
6 |
2 |
Самостоятельная работа |
12 |
12 |
2 |
Зачет (защита проектов) |
2 |
2 |
4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам дисциплины/модуля/спецкурса
4.1. Лекционные занятия
№ п/п |
Тема лекции |
Объем в часах по формам обучения |
||
очная |
очно-заочная |
заочная |
||
1 |
Учитель
в XXI веке и роль ИКТ |
1 |
||
2 |
Использование ЦОР для объяснения нового материала: Обзорная лекция «Советский Ренессанс» 1920-х гг.». |
2 |
||
3 |
Разработка
разных типов учебно- |
1 |
||
Всего |
4 |
4.2.1. Практические занятия, семинары
№ п/п |
Наименование занятия |
Номер темы лекции |
Объем в часах по формам обучения |
||
очная |
очно-заочная |
заочная |
|||
1 |
Структура ЦОР, состав, типы, атрибутирование и поиск объектов в БД. |
1 |
2 |
||
2 |
Изложение нового материала по теме «Литературные группировки 1920-х гг.» на базе ЦОР. |
2 |
2 |
||
3. |
Виды интерактивного взаимодействия в процессе работы с БЭНП «Литература», ИИСС «Соната», ИИСС «Серебряный век», ЦОР «Русская художественная культура» (на примере материалов об одном из писателей 1920-х, представленных в персоналии ЦОР). |
2,3 |
2 |
||
Всего |
6 |
4.2.3. Самостоятельная работа
№ п/п |
Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы) |
Номера тем лекций (только для РГР и РГЗ) |
Неделя семестра, на которой выдается задание |
1 |
Структура ЦОР, состав, типы и атрибутирование ИО (на материале отобранного для модуля комплекта ЦОР. |
1 |
1 |
2 |
Подготовка к созданию презентации «Творчество писателя: …» (по выбору). |
2 |
2 |
3 |
Использование и конструирование интерактивных таблиц. |
2 |
2 |
4 |
Разработка урока-презентации на базе ЦОР по определенной теме (самостоятельная работа выполняется в микрогруппах и индивидуально). |
3 |
1 |
6. Литература (основная и дополнительная)
Название |
Автор |
Вид издания (учебник, учебное пособие) |
Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц |
||
Основная литература |
|||||
Теория и методика обучения литературе |
Богданова О.Ю. Леонов С.А. Чертов В.Ф. |
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Русский язык и литература» |
М.: Академия, 2007. |
||
Русская литература ХХ века. Т. 2. |
Под ред. В.В.Агеносова |
Учебник для 11 класса |
М.: Дрофа, 2006 |
||
Русская литература ХХ века |
Под ред. В.В.Агеносова |
Хрестоматия для 11 класса |
М.:Дрофа,2004 |
||
Введение в литературоведение. |
Под ред. Л. В. Чернец. |
Учебное пособие для филологич. факультетов высш. уч. заведений |
М.: Высшая школа, 2004. |
||
Дополнительная литература |
|||||
Русская проза ХХ века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). |
Скороспелова Е.Б. |
Учебное пособие для студ.филол. Факультетов |
М.: ТЕИС, 2003. |
||
История русской литературы ХХ века. Вып. 2.: Советская классика. Новый взгляд |
Егорова Л.П., Чекалов П.К. |
Электронное учебное пособие для студ.филол. факультетов. |
http://teneta.rinet.ru/rus/ee/egorova-lp_chekalov-pk_historia_russkoi_literatury.html |
||
«СовЛит». |
Сайт |
http:ruthenia.ru/sovlit.index.html |
|||
Литература в таблицах и схемах: Теория и история. Изд.3. |
Мещерякова М.И., Темиз Я.В. |
Справочное издание |
М.: Мегатрон, 2003. |
||
Литературное краеведение в школе. |
Стародуб К. |
Методические рекомендации. Материалы к урокам. Литературные экскурсии |
М.: Дрофа, 2003. |
||
7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *
№ п/п |
Наглядное пособие |
Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.) |
Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.) |
1. |
47. Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература» |
рисунки, схемы, интерактивные таблицы, текстовые, аудио- и видео файлы |
электронный |
2. |
17. Электронное учебное издание по курсу «Культурология» |
рисунки, иллюстрации, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы |
электронный |
3. |
11. Электронное средство учебного назначения «История искусства» |
рисунки, схемы, иллюстрации, интерактивные таблицы, аудиофайлы, текстовые файлы |
электронный |
4. |
14. Библиотека электронных наглядных пособий "Мировая художественная культура 10-11 класс" |
рисунки, схемы,иллюстрации, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы |
электронный |
5. |
Межпредметное электронное издание «XIX век: Отечественная история, литература, искусство» |
рисунки, схемы, интерактивные таблицы, текстовые файлы |
электронный |
6. |
Электронное издание «История религий» |
рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы |
Электронный |
7. |
25. Электронное издание «Интегрированное межпредметное учебное электронное издание по гуманитарному циклу (отечественная история, литература, искусство)» |
рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы |
электронный |
8. |
49. Электронное издание «Учебный мультимедиа комплекс по философии для цикла общеобразовательных дисциплин (включая педвузы)» |
рисунки, интерактивные таблицы, текстовые файлы |
электронный |
9. |
ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия). 9-11 кл. |
рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы, |
электронный |
10. |
ЦОР «Русская художественная культура» 10-11 кл. 11 кл. Рапацкая Л.А. |
рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы, схемы, карты |
электронный |
11. |
ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». 5-11 кл. |
рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы |
электронный |
12. |
ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В. |
рисунки, видеофильмы, текстовые файлы, карты, схемы, интерактивные таблицы, аудиофайлы |
электронный |
13. |
ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др. |
рисунки, текстовые файлы, схемы, интерактивные таблицы |
электронный |
8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
1. Форма текущего контроля – тесты и игровые задания из комплекта ЦОР, используемые на занятиях.
2. Промежуточный контроль осуществляется в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы.
3. Итоговая аттестация - защита индивидуального проекта по теме конкретного урока (фрагмента урока) школьной программы (урок – презентация).
9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе
Имеющиеся ЦОР и ресурсы Интернет позволяют приблизиться к уровню литературоведения XXI в., поскольку его методологическим императивом является интердисциплинарность. Изучение курса истории русской литературы ХХ в. сопряжено для современных школьников и студентов с трудностями преодоления «временного» барьера: изменившаяся социокультурная ситуация делает этот период почти таким же отдаленным, как пушкинский век. Аудиовизуальное представление литературной эпохи решает эту проблему, но прежде всего, сочетая традиционные методы анализа и интерпретации с междисциплинарными, позволяет осуществить инновационный методический. подход: изучать динамику художественного сознания во всех текстах культуры. В модуле «Советский Ренессанс 1920-х гг.» использование мультимедийных объектов в лекционном курсе решает задачу научно достоверного и чувственно-конкретного представления сложного полиобъектного периода русской литературы.
Интерактивный характер информационных технологий позволяет реализовать компетентностный подход и активизировать познавательный интерес, механизмы запоминания и творческие способности учащихся. Тестовый и игровой контрольный материал также помогают сделать процесс обучения увлекательным.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________
и утверждена на 200__/200__ учебный год.
Протокол № ___ от «___»__________200__г.
Заведующий кафедрой _________________ Л.А.Трубина
[1] При базовой продолжительности семестра 17 недель.