ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра русской литературы ХХ века

Учебно-методический комплект модуля «Советский Ренессанс» 1920-х гг.»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ___________________

"____"_____________200_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по модулю «Советский Ренессанс» 1920-х гг.»

Специальность: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе».

Место в примерном плане ГОС ВПО:
элективный модуль дисциплины ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе» для студентов, обучающихся по специальности код  ОКСО 050301 «Русский язык и литература».

Профиль: педагогический; изучение на уроках  литературы в общей средней школе (11 класс).

Квалификация: преподаватель русского языка и литературы код ОКСО 050301

Специальность: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе».

Дисциплина: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»

Специальность: для студентов, обучающихся по специальностям 050301 «Русский язык и литература».

Факультет: филологический

Курс обучения: 1 дневное отделение
Семестр: 1
Всего часов по учебному плану: 24
В том числе по формам обучения: очная
 - лекции 4
 - практикум 6
 - самостоятельная работа 12
Форма итогового контроля знаний:  
 -Зачет (защита проекта) 2                          1 сем.

                   

МОСКВА

2006


Содержание

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практические занятия.

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

1.     Общие положения

1.2. Цели модуля:

o   Сформировать понимание  возможностей  новых педагогических технологий в методике преподавания литературы (использование ЦОР в учебном процессе) на примере изучения литературного процесса 1920-х гг. в контексте художественных открытий живописи, архитектуры, музыки, кино этого периода.

o   Сформировать  навыки применения студентами ЦОР в учебной и учебноные-методической деятельности, предполагающей широкое использование форм самостоятельной, групповой и индивидуальной работы.

  1.3. Задачи модуля:

o   Ознакомить студентов с возможностями использования ЦОР в целях  повышения качества обучения, наглядности и разнообразия обучающих заданий  в ходе изучения литературы  периода 1920-х.

o    Показать на базе ЦОР продуктивность междисциплинарного подхода для представления  стилей периода  (взаимосвязь художественных открытий живописи, архитектуры, музыки, кино).

o   Обучить использованию ЦОР  в ходе изучения и преподавания темы «Советский Ренессанс» 1920-х гг.»   при помощи создания банков данных, таблиц, тематических портфолио, применения разных типов  обучающих заданий, тестов для контроля и самоконтроля уровня учебных достижений и т.д.

o   Сформировать начальные практические навыки проектной организации образовательного процесса (разработка разных типов урока с использованием ЦОР).

1.4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности.

Цели и задачи модуля могут быть реализованы только при интердисциплинарном  подходе и взаимосвязи со следующими дисциплинами:

Методика преподавания литературы

Информатика.

Теория литература

История русской литературы

История всемирной литературы

История России

Мировая художественная культура

Философия

1.5. Ожидаемые результаты освоения модуля:

- ЗНАТЬ общую  структуру имеющихся ЦОР по предметной области и виды ЦОР по теме «Советский Ренессанс» 1920-х».

- ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о мультимедийных средствах  реализации междисциплинарного подхода в изучении и преподавании литературы.

- УМЕТЬ использовать ЦОР  в ходе изучения и преподавания темы «Советский Ренессанс» 1920-х гг.» (навыки поиска, обработки и сохранения элементов ЦОР  при помощи создания банков данных, таблиц, тематических портфолио; разработки разных типов  обучающих заданий, тестов для контроля и самоконтроля уровня учебных достижений, итогов методической работы.

2.     Требования к уровню освоения модуля

         Формируются на основании п. 7.1 ГОС ВПО по специальности.

В результате изучения модуля  УМ «Советский Ренессанс»1920-х гг.» студенты должны:

Используемые ЦОР: 47,17,11,14,25,49, ЦОР 2-ая поставка: 8, 9, 10, 11, 12, 14, 51; ИИСС: 15, 17; материалы Единой коллекции ЦОР (персоналии писателей 1920-х гг., понятия теории литературы, база данных «Музыка ХХ века»).

Формы отчетности:

Текущий контроль - комплектование на базе ЦОР  учебно-методических материалов  личного портфолио студента (базы данных, портфолио, презентации по конкретным темам); выполнение тестовых заданий из ЦОР.

Итоговая аттестация - защита проекта по использованию ЦОР в изучении определенной темы школьного курса литературы (урок-презентация).

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины/модуля/спецкурса

            Вид учебной

Деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

В семестр[1]

в неделю

Лекции

 4

4

1

Лабораторные занятия

     

Практические занятия

 6

6

2

Самостоятельная работа

12

12   

2

Зачет (защита проектов)

2

2

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам дисциплины/модуля/спецкурса

            4.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Учитель в XXI веке  и роль ИКТ
в его формировании.

1

   

2

Использование ЦОР для объяснения нового материала: Обзорная лекция «Советский Ренессанс» 1920-х гг.».

2

   

3

Разработка разных типов  учебно-
методических материалов на базе ЦОР
при изучении темы «Творчество писателя 1920-е гг.» (на примере творчества Е.И.Замятина).

1

   
 

Всего

4

   

4.2.1. Практические занятия, семинары

№ п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Структура ЦОР, состав, типы,  атрибутирование и  поиск объектов в БД.

1

2

   

2

Изложение нового материала по теме  «Литературные группировки 1920-х гг.» на базе ЦОР.

2

2

   

3.

Виды  интерактивного взаимодействия в процессе работы с БЭНП «Литература», ИИСС «Соната», ИИСС «Серебряный век», ЦОР «Русская художественная культура» (на примере материалов об одном из писателей 1920-х, представленных в персоналии ЦОР).

2,3

2

   
 

Всего

 

6

   

4.2.3. Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы)

Номера тем

лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

1

Структура ЦОР, состав, типы  и атрибутирование ИО (на материале отобранного для модуля комплекта ЦОР.

1

1

2

Подготовка к созданию презентации «Творчество писателя: …» (по выбору).

2

2

3

Использование и конструирование интерактивных  таблиц.

2

2

4

Разработка урока-презентации на базе ЦОР по определенной теме

(самостоятельная работа выполняется в микрогруппах и индивидуально).

3

1

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы  базируются на ГОС ВПО по специальности; Примерной программе дисциплины; Базисном учебном плане; Примерных планах взаимодействующих дисциплин; ГОС ВПО по дисциплине ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»  по специальностям 050301"Русский язык и литература»;   021700 «Филология»; Программе для д/о филологического факультета. «Русская литература ХХ века (послеоктябрьский период)». Под ред. д.ф.н., проф. В.А.Лазарева. М.: МПГУ, 2000;  Образовательном стандарте основного общего образования по литературе.

6. Литература (основная и дополнительная)

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

Теория и методика обучения литературе

Богданова О.Ю.

Леонов С.А.

Чертов В.Ф.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Русский язык и литература»

М.: Академия, 2007.

Русская литература ХХ века.

Т. 2.

Под ред. В.В.Агеносова

Учебник для 11 класса

М.: Дрофа, 2006

Русская литература ХХ века

Под ред. В.В.Агеносова

Хрестоматия для 11 класса 

М.:Дрофа,2004

Введение в литературоведение.

Под ред. Л. В. Чернец.

Учебное пособие для филологич. факультетов высш. уч. заведений

М.: Высшая школа, 2004.

Дополнительная литература

 Русская проза ХХ века: от А. Белого («Петербург»)                          до Б. Пастернака («Доктор Живаго»).

Скороспелова Е.Б.

Учебное пособие для студ.филол.

Факультетов

М.: ТЕИС, 2003.

       

История русской литературы ХХ века. Вып. 2.: Советская классика. Новый взгляд

Егорова Л.П., Чекалов П.К.

Электронное учебное пособие для студ.филол.

факультетов.

http://teneta.rinet.ru/rus/ee/egorova-lp_chekalov-pk_historia_russkoi_literatury.html

 «СовЛит».

 

Сайт

http:ruthenia.ru/sovlit.index.html

Литература в таблицах и схемах: Теория и история. Изд.3.

Мещерякова М.И., Темиз Я.В.

Справочное издание

 М.: Мегатрон, 2003.

Литературное краеведение в школе.

Стародуб К.

Методические рекомендации. Материалы к урокам. Литературные экскурсии

М.: Дрофа, 2003.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный             и т. д.)

1.

47. Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы,  текстовые, аудио- и видео файлы

электронный

2.

17. Электронное учебное издание по курсу «Культурология»

рисунки, иллюстрации, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

3.

11. Электронное средство учебного назначения «История искусства»

рисунки, схемы, иллюстрации, интерактивные таблицы,  аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

4.

14. Библиотека электронных наглядных пособий "Мировая художественная культура 10-11 класс"

рисунки, схемы,иллюстрации, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

5.

Межпредметное электронное издание

«XIX век: Отечественная история, литература, искусство»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы,  текстовые файлы

электронный

6.

Электронное издание «История религий»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

Электронный

7.

25. Электронное издание «Интегрированное межпредметное учебное электронное издание по гуманитарному циклу (отечественная история, литература, искусство)» 

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

8.

49. Электронное издание «Учебный мультимедиа комплекс по философии для цикла общеобразовательных дисциплин (включая педвузы)»

рисунки, интерактивные таблицы, текстовые файлы

электронный

9.

ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия). 9-11 кл.

рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы,

электронный

10.

ЦОР «Русская художественная культура» 10-11 кл. 11 кл. Рапацкая Л.А.

рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы, схемы, карты

электронный

11.

ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». 5-11 кл.

рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

12.

ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В.

рисунки, видеофильмы, текстовые файлы, карты, схемы, интерактивные таблицы, аудиофайлы

электронный

13.

ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.

рисунки, текстовые файлы,  схемы, интерактивные таблицы

электронный

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

1.     Форма текущего контроля – тесты и игровые задания из комплекта ЦОР, используемые на занятиях.

2.     Промежуточный контроль осуществляется в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы.

3.     Итоговая аттестация - защита индивидуального проекта по теме конкретного урока (фрагмента урока) школьной программы (урок – презентация).

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Имеющиеся ЦОР и ресурсы Интернет позволяют приблизиться к уровню литературоведения XXI в., поскольку его методологическим императивом является интердисциплинарность. Изучение курса истории русской литературы ХХ в. сопряжено для современных школьников и студентов с трудностями преодоления «временного» барьера: изменившаяся социокультурная ситуация делает этот период почти таким же отдаленным, как пушкинский век. Аудиовизуальное представление литературной эпохи решает эту проблему, но прежде всего, сочетая традиционные методы анализа и интерпретации с междисциплинарными, позволяет осуществить инновационный методический. подход: изучать динамику художественного сознания во всех текстах культуры. В модуле «Советский Ренессанс 1920-х гг.» использование мультимедийных объектов в лекционном курсе решает задачу научно достоверного и чувственно-конкретного представления сложного полиобъектного периода русской литературы.

    Интерактивный характер информационных технологий позволяет реализовать компетентностный подход и активизировать познавательный интерес, механизмы запоминания и творческие способности учащихся. Тестовый и игровой контрольный материал также помогают сделать процесс обучения увлекательным.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.

Заведующий кафедрой _________________ Л.А.Трубина                     



[1] При базовой продолжительности семестра 17 недель.