ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра русской литературы ХХ века

Учебно-методический комплект модуля

«СОВЕТСКИЙ РЕНЕССАНС» 1920-х ГОДОВ»

Дисциплина: Дисциплина: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»

Специальность: для студентов, обучающихся по специальностям 050301 «Русский язык и литература».

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию модуля определяют: ГОС ВПО по специальности; Примерная программа дисциплины; Федеральный компонент стандарта общего образования; Базисный учебный план; Примерные планы взаимодействующих дисциплин.

2. Цели модуля:

o   Сформировать понимание  возможностей  новых педагогических технологий в методике преподавания литературы (использование ЦОР в учебном процессе) на примере изучения литературного процесса 1920-х гг. в контексте художественных открытий живописи, архитектуры, музыки, кино этого периода.

o   Сформировать  навыки применения студентами ЦОР в учебной и учебноные-методической деятельности, предполагающей широкое использование форм самостоятельной, групповой и индивидуальной работы.

   3. Задачи модуля:

o   Ознакомить студентов с возможностями использования ЦОР в целях  повышения качества обучения, наглядности и разнообразия обучающих заданий  в ходе изучения литературы периода 1920-х.

o    Показать на базе ЦОР продуктивность междисциплинарного подхода для представления  стилей периода  (взаимосвязь художественных открытий живописи, архитектуры, музыки, кино).

o   Обучить использованию ЦОР  в ходе изучения и преподавания темы «Советский Ренессанс» 1920-х гг.»   при помощи создания на основе ЦОР банков данных, таблиц, тематических портфолио, применения разных типов  обучающих заданий, тестов для контроля и самоконтроля уровня учебных достижений и т.д.

o   Сформировать начальные практические навыки проектной организации образовательного процесса (разработка разных типов урока с использованием ЦОР).

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности.

Цели и задачи модуля могут быть реализованы только при интердисциплинарном  подходе и взаимосвязи со следующими дисциплинами:

Методика преподавания литературы

Информатика.

Теория литература

История русской литературы

История всемирной литературы

История России

Мировая художественная культура

Философия

5. Ожидаемые результаты освоения модуля:

  В результате изучения модуля студент должен

- ЗНАТЬ общую  структуру имеющихся ЦОР по предметной области и виды ЦОР по теме «Советский Ренессанс» 1920-х».

- ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о мультимедийных средствах  реализации междисциплинарного подхода в изучении и преподавании литературы.

- УМЕТЬ использовать ЦОР  в ходе изучения и преподавания темы «Советский Ренессанс» 1920-х гг.» (навыки поиска, обработки и сохранения элементов ЦОР  при помощи создания банков данных, таблиц, тематических портфолио; разработки разных типов  обучающих заданий, тестов для контроля и самоконтроля уровня учебных достижений, итогов методической работы.

6. Литература (основная и дополнительная)

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

Теория и методика обучения литературе

Богданова О.Ю.

Леонов С.А.

Чертов В.Ф.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Русский язык и литература»

М.: Академия, 2007.

Русская литература ХХ века. Т. 2.

Под ред. В.В.Агеносова

Учебник для 11 класса

М.: Дрофа, 2006

Русская литература ХХ века

Под ред. В.В.Агеносова

Хрестоматия для 11 класса 

М.:Дрофа,2004

Введение в литературоведение.

Под ред. Л. В. Чернец.

Учебное пособие для филологич. факультетов высш. уч. заведений

М.: Высшая школа, 2004.

Дополнительная литература

 Русская проза ХХ века: от А. Белого («Петербург»)                          до Б. Пастернака («Доктор Живаго»).

Скороспелова Е.Б.

Учебное пособие для студ.филол.

Факультетов

М.: ТЕИС, 2003.

       

История русской литературы ХХ века. Вып. 2.: Советская классика. Новый взгляд

Егорова Л.П., Чекалов П.К.

Электронное учебное пособие для студ.филол.

факультетов.

http://teneta.rinet.ru/rus/ee/egorova-lp_chekalov-pk_historia_russkoi_literatury.html

 «СовЛит».

 

Сайт

http:ruthenia.ru/sovlit.index.html

Литература в таблицах и схемах: Теория и история. Изд.3.

Мещерякова М.И., Темиз Я.В.

Справочное издание

 М.: Мегатрон, 2003.

Литературное краеведение в школе.

Стародуб К.

Методические рекомендации. Материалы к урокам. Литературные экскурсии

М.: Дрофа, 2003.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1.

47. Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы,  текстовые файлы, видео- и аудиообъекты, тесты.

электронный

2.

17. Электронное учебное издание по курсу «Культурология»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

3.

11. Электронное средство учебного назначения «История искусства»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы,  аудиофайлы, текстовые файлы текстовые файлы

электронный

4.

14. Библиотека электронных наглядных пособий "Мировая художественная культура 10-11 класс"

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

5.

Межпредметное электронное издание

«XIX век :Отечественная история, литература, , искусство»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы,  текстовые файлы

электронный

6.

Электронное издание «История религий»

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

Электронный

7.

25. Электронное издание «Интегрированное межпредметное учебное электронное издание по гуманитарному циклу (отечественная история, литература, искусство)» 

рисунки, схемы, интерактивные таблицы, текстовые файлы

электронный

8.

49. Электронное издание «Учебный мультимедиа комплекс по философии для цикла общеобразовательных дисциплин (включая педвузы)»

рисунки, интерактивные таблицы,текстовые файлы

электронный

9.

ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия)  9-11 кл.

рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы,

электронный

10.

ЦОР «Русская художественная культура» 10-11 кл. 11 кл. Рапацкая Л.А.

рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы, схемы, карты

электронный

11.

ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». 5-11 кл.

рисунки, видеофильмы, аудиофайлы, текстовые файлы

электронный

12.

ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В.

рисунки, видеофильмы, текстовые файлы, карты, схемы, интерактивные таблицы, аудиофайлы

электронный

13.

ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.

рисунки, текстовые файлы, схемы, интерактивные таблицы

электронный

8. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке  модуля:

ГОС ВПО по специальности; Примерная программа дисциплины; Федеральный компонент стандарта общего образования; Базисный учебный план; Примерные планы взаимодействующих дисциплин.

ГОС ВПО по дисциплине ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»  по специальностям 050301"Русский язык и литература»;   021700 «Филология»; Русская литература ХХ века (послеоктябрьский период). Программа для д/о филологического факультета. Под ред. д.ф.н., проф. В.А.Лазарева. М.: МПГУ, 2000;

Скороспелова Е.Б. Введение в изучение русской литературы. Программа лекционного курса. М., МГУ: МАКС Пресс,2003.