ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра русской литературы ХХ века

Учебно-методический комплект модуля

«СОВЕТСКИЙ РЕНЕССАНС» 1920-х годов»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Дисциплина: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»

Специальность: для студентов, обучающихся по специальностям 050301 «Русский язык и литература».

Москва

2006


       К практическим занятиям студенты в микрогруппах будут готовить проекты, направленные на решение конкретных педагогических проблем с учетом изучаемой темы «Советский Ренессанс 1920-х гг.». Студенты смогут не только погружаться в лично-ориентированную учебную творческую деятельность, но и  учиться работать в команде, совместно искать решение поставленной проблемы, ценностно согласовывать свои позиции.

Организация занятий предполагает  обсуждение, в процессе которого студенты занимают разные ролевые позиции, чередующиеся между микрогруппами: «докладчика», «аналитика», «критика», «новатора». Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности они должны оценить, исходя из следующих принципов:

1.     активность участников в высказывании и обсуждении идей;

2.     конструктивность в поиске оптимального варианта решения проблемы;

3.     аргументированность высказываемых идей;

4.     умение вести диалог внутри группы.

 Критерии оценки разработанных материалов:

  ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. 

Тема: Структура ЦОР, состав, типы  и атрибутирование ИО.

Продолжительность:  2 часа

1. Учебная и воспитательная цель:

активизировать полученные в лекционном курсе и в процессе самоподготовки знания по теме занятия, дать представление о ЦОР и первичные навыки их использования. Тема и материал занятия опосредованно формируют творческий подход и представление об интердисциплинарном восприятии литературы.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия: 

1.«Методические указания» к ЦОР:

«Русская художественная культура» (Л.А. Рапацкая), «Литература» (БЭНП 5-11 кл.), «Мировая художественная культура» (БЭНП 10-11 кл.), ЭУИ «Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира», МЭИ «Отечественная история, литература и искусство», ИИСС «Соната», ИИСС «Серебряный век»  по разделам: «Структура/функциональная схема», «Состав и типы информационных объектов», «Атрибутирование информационных объектов», «Редактор презентаций», «Пример создания презентации».

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф.        

Теория и методика обучения литературе Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». М.: Академия, 2007.  Глава 3. Этапы изучения литературы в школе.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран.

Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература»;

 Электронное учебное издание по курсу «Культурология»;

 Электронное средство учебного назначения «История искусства»;

 Библиотека электронных наглядных пособий "Мировая художественная культура 10-11 класс";

ИИСС «Серебряный век»;

ЦОР «Русская художественная культура» 11 кл.;          

ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»;

ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В.;

ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.

Изучение структуры ЦОР и форм работы с ними;

Получение информации по теме занятия.

Завершение интерактивной таблицы «База данных ЦОР (название)

   

5. Образец раздаточного материала, используемого на занятии:

Тип объекта

Пример из БД ЦОР

Текст    

 

Гипертекст с иллюстрациями

 

Иллюстрация

Иллюстрации включают цветные рисунки и фотографии. Они могут быть использованы на разных этапах обучения и в разных технологических приёмах.

Использование презентации с рисунками и фотографиями для закрепления материала. Это могут быть те же рисунки или фотографии, что и при объяснении материала, но уже без подписей или с частично убранными подписями, чтобы учащиеся восстановили недостающие подписи или прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения.

 

Чертеж, графика, схема, таблица

Таблицы помогают систематизировать информацию, представить ее в сравнении, вычленить главное, что не всегда удается при чтении учебного текста. Предлагаются таблицы статичные и интерактивные. Интерактивные таблицы могут служить опорными схемами при изложении или закреплении учебного материала.

 

Анимации

могут с высокой эффективностью применяться во фронтальных формах работы при изложении нового материала или его закреплении с использованием компьютера и мультимедиа проектора для динамической иллюстрации изучаемых объектов. Для индивидуальной работы с анимацией в компьютерном классе могут предлагаться учащимся разные формы работы: описать процесс или явление, ответить на вопросы к анимации, сформулированные учителем перед просмотром, или предложить учащимися составить собственные вопросы к просматриваемой анимации.

 

Интерактивное задание

 

Тест

 

Видеофрагмент

 

Аудиофрагмент

 

Мультимедиаобъект

 

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (см. Задание)

7. Практические задачи, задания, упражнения.

Задание:

1. Внимательно ознакомьтесь со структурой, составом объектов и принципами их атрибутирования в ИИСС «Соната», ИИСС «Серебряный век», ЦОР «Русская художественная культура» (Л.А. Рапацкая), «Литература» (БЭНП 5-11 кл.), «Мировая художественная культура» (БЭНП 10-11 кл.), ЭУИ «Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира», МЭИ «Отечественная история, литература и искусство» и др. (1 по выбору; работа в микрогруппах). Оцените целесообразность, полноту  БД и  удобство поиска в них.

2. Изучите «Методические указания», имеющиеся в каждом ЦОР, по разделам: «Структура/функциональная схема», «Состав и типы информационных объектов», «Атрибутирование информационных объектов», «Редактор презентаций», «Пример создания презентации». Завершите начатую самостоятельно работу по созданию иллюстрированной таблицы «База данных ЦОР (название) по теме (заголовок)» с комментариями и оценкой пользователя по следующим типам ИО:

Тип объекта

Пример из БД ЦОР

Текст    

 

Гипертекст с иллюстрациями

 

Иллюстрация

Иллюстрации включают цветные рисунки и фотографии. Они могут быть использованы на разных этапах обучения и в разных технологических приёмах.

Использование презентации с рисунками и фотографиями для закрепления материала. Это могут быть те же рисунки или фотографии, что и при объяснении материала, но уже без подписей или с частично убранными подписями, чтобы учащиеся восстановили недостающие подписи или прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения.

 

Чертеж, графика, схема, таблица

Таблицы помогают систематизировать информацию, представить ее в сравнении, вычленить главное, что не всегда удается при чтении учебного текста. Предлагаются таблицы статичные и интерактивные. Интерактивные таблицы могут служить опорными схемами при изложении или закреплении учебного материала.

 

Анимации

могут с высокой эффективностью применяться во фронтальных формах работы при изложении нового материала или его закреплении с использованием компьютера и мультимедиа проектора для динамической иллюстрации изучаемых объектов. Для индивидуальной работы с анимацией в компьютерном классе могут предлагаться учащимся разные формы работы: описать процесс или явление, ответить на вопросы к анимации, сформулированные учителем перед просмотром, или предложить учащимися составить собственные вопросы к просматриваемой анимации.

 

Интерактивное задание

 

Тест

 

Видеофрагмент

 

Аудиофрагмент

 

Мультимедиаобъект

 

3. Выберите один из типов ИО и обоснуйте эффективность его применения  для решения конкретной учебно-методической задачи при изучении темы «Советский Ренессанс 1920-х гг.» (объяснение нового материала, закрепление знаний, промежуточное тестирование, итоговая аттестация и др.)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 2: Изложение нового материала по теме: «Литературные группировки 1920-х гг.».

Продолжительность:  2 часа

1. Учебная и воспитательная цель:

активизировать полученные в лекционном курсе и в процессе самоподготовки знания по теме занятия, развить умение использовать ЦОР для решения конкретной учебно-методической задачи. Тема и материал занятия развивают творческое мышление и способствуют формированию представления об историческом развитии литературы. Пронизывающая предметное содержание темы проблема «Художник и власть» влияет на развитие гражданского сознания.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия:

1.     раздел «Использование БЭНП в учебном процессе. Передача – получение новой информации (изложение нового материала)» в «Методических рекомендациях по использованию БЭНП «Литература», методические рекомендации к ИИСС «Серебряный век», ИИСС «Соната», ЦОР «Русская художественная культура» (Л.А. Рапацкая).

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф.   

Теория и методика обучения литературе Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». М.: Академия, 2007.  Глава 3. Этапы изучения литературы в школе.

3.Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Интерактивные таблицы (заполняются студентами на практических занятиях и во время самостоятельной работы).

Литературная группировка

Общая характеристика

Состав участников

Эстетическая и идеологическая программа

Важнейшие художественные тексты

Роль в литературном процессе

 

Название, тип и источник объекта

Название, тип и источник объекта

Название, тип и источник объекта

Название, тип и источник объекта

Название, тип и источник объекта

           

 «АЗБУКА» НОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА ХХ в.

Термин (его значение, источник информации)

Художественный текст (автор, название, лит. группировка)

Цитата (пример из текста)

Визуальные материалы

(портрет писателя) иллюстрации к тексту и пр.)

Комментарии

Ирония – вид комического, специфика которого – двойной смысл. Способ осмеяния, где истинным является не прямо высказанный, а подразумеваемый смысл.

(Единая коллекция ЦОР).

Булгаков М.М. (1891 -1940).

 «Собачье сердце»(1925).

Продолжатель традиций Н.Гоголя и М.Салтыкова-Щедрина, возродивший социально-философский статус иронического художественного сознания

«Вот это личность! Боже мой, на кого же ты нанесла меня, собачья моя доля? Что это за такое лицо, которое может псов с улицы мимо швейцара вводить в дом жилищного товарищества? Посмотрите, этот подлец ни звука, ни движения. Правда, в глазах у него пасмурно, но в общем он равнодушен под околышем с золотыми галунами. Словно так и полагается. Уважает,

господа, до чего уважает! Ну-с, а я с ним и за ним. Что, тронул? Выкуси. Вот бы тяпнуть за пролетарскую мозолистую ногу.

За все издевательства вашего брата. Щеткой сколько раз ты морду уродовал мне, а?»

(Булгаков М. Собр. соч. В 5т. Т.2, С. 124).

Булгаковская энциклопедия. http://www.bulgakov.ru/editorial/).

М.М.Булгаков. Материалы к биографии

(БЭНП «Литература». Дрофа, 2004.  

Иллюстрации к роману, «булгаковская Москва». Булгаковская энциклопедия.  http://www.bulgakov.ru/editorial/).

 

       

       

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран.

Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература»;

 Электронное учебное издание по курсу «Культурология»;

 Электронное средство учебного назначения «История искусства»;

 Библиотека электронных наглядных пособий "Мировая художественная культура 10-11 класс";

ИИСС «Серебряный век»;

ЦОР «Русская художественная культура» 11 кл.;          

ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»;

ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В.;

ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.

Изучение ЦОР и форм работы с ними;

Получение информации по теме занятия.

Отбор материалов для создания интерактивной таблицы «Азбука» нового художественного языка» и начало работы над ней.

   

1.     Рекомендации студентам по подготовке к занятию.

Используя рекомендованные материалы (в т.ч. и электронные), подготовьте ответы на вопросы практического занятия.

2.     Рекомендации по использованию информационных технологий.

Изучите материалы по теме из ЦОР:

1.     Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература».

2.     Электронное учебное издание по курсу «Культурология».

3.     Электронное средство учебного назначения «История искусства».

4.     Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура 10-11 класс».

5.     ИИСС «Серебряный век»

6.     ЦОР «Русская художественная культура» 11 кл.

7.     ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»

8.     ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В.

9.     ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.

и используйте их для получения информации о писателе, произведении, художественных стилях эпохи, а также для создания презентации.

7. Практические задачи, задания, упражнения.

1. Внимательно изучите раздел «Использование БЭНП в учебном процессе. Передача – получение новой информации (изложение нового материала)» в «Методические рекомендации по использованию БЭНП «Литература» и обоснованно выберите тип/типы мультимедийных объектов, наиболее соответствующие для изложения нового материала по теме «Литературные группировки 1920-х гг.»

2. Какие дидактические задачи изложения нового материала по теме «Литературные группировки 1920-х гг.»  позволяют решать электронные версии традиционных наглядных пособий (рисунки, тексты, фотографии, фонохрестоматия), содержащиеся в используемых ЦОР?  Подтвердите свой ответ примерами (сделайте портфолио).

3. В каких случаях  ситуация редактирования объектов (возможность изменять размеры объектов, добавлять поясняющие подписи, изменять варианты их оформления, включать в презентации фрагменты текстов, взятые из базы информационных объектов (справочник) будет активизировать усвоение нового материала? Приведите пример (слайд).

4. С помощью ИИСС «Серебряный век» и БЭНП «Литература» можно самостоятельно создавать новые «плакаты» – синтезированные презентации (фотография + текст/звучащий текст + фонохрестоматия + иллюстрация  и др. наборы ИО). Найдите в БД объекты, из которых можно сконструировать «плакат» одной из литературных группировок (ЛЕФ, РАПП, «Серапионовы братья», ОБЭРИУ и др.).  При недостатке текстовой информации в ИИСС «Серебряный век», ЦОР «Русская художественная культура» и БЭНП «Литература» используйте материалы Единой коллекции ЦОР. Результаты работы представьте в электронной таблице.

Литературная группировка

Общая характеристика

Состав участников

Эстетическая и идеологическая программа

Важнейшие художественные тексты

Роль в литературном процессе

 

Название, тип и источник объекта

Название, тип и источник объекта

Название, тип и источник объекта

Название, тип и источник объекта

Название, тип и источник объекта

           

3.     Контрольные задания:

Выполните тесты «Литература символизма» в ЦОР «Русская художественная культура» и «Русская литература 30-х гг.» из БЭНП «Литература» (разделы «Е.И.Замятин», «М.А. Булгаков», задания 5-14, 19-21).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Тема:  Виды  интерактивного взаимодействия в процессе работы с ЦОР (на примере материалов об одном из писателей 1920-х, представленных в персоналии ЦОР).

Продолжительность:  2 часа

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия:

1.     раздел «Формы и способы интерактивного взаимодействия в процессе работы с БЭНП «Литература» в «Методических рекомендациях по использованию БЭНП «Литература».

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф.   

Теория и методика обучения литературе Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». М.: Академия, 2007.  Глава 4. Методы и приемы изучения литературы в школе.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран.

Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература»;

 Электронное учебное издание по курсу «Культурология»;

 Электронное средство учебного назначения «История искусства»;

 Библиотека электронных наглядных пособий "Мировая художественная культура 10-11 класс";

ИИСС «Серебряный век»;

ЦОР «Русская художественная культура» 11 кл.;          

ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»;

ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В.;

ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.

Изучение  ЦОР и форм работы с ними;

Получение информации по теме занятия.

Отбор материалов  для интерактивного взаимодействия и работа с ними.

   

1.     Рекомендации студентам по подготовке к занятию.

 Используя рекомендованные материалы (в т.ч. и электронные), подготовьте ответы на вопросы практического занятия.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (см. Задание)

7. Практические задачи, задания, упражнения.

Задание:

1.       Какие виды интерактивного взаимодействия возможны при работе с цифровыми образовательными ресурсами?

2.       Как осуществляется поиск материала? Продемонстрируйте примеры поиска по атрибутам, ключевым словам, темам, разделам, типам материала, названиям, классу и гиперссылкам.

3.       Какие материалы о жизни и творчестве писателя целесообразно представить в виде таблиц, схем и анимаций? Приведите пример такого ИО (название, содержание, тип объекта).

4.       Опишите набор компонентов (последовательность слайдов) презентации «Биография писателя (по выбору)».

5.       Как происходит добавление новых объектов в БД ЦОР? Приведите примеры.

6.       Какие возможности по редактированию объектов имеют ИИСС «Серебряный век», ИИСС «Соната», ЦОР «Русская художественная культура», БЭНП «Литература» и как их можно использовать для активизации учебного процесса?            

7.       В БЭНП «Литература» есть игровые и тестовые задания:

А.Блок (криптограмма)

А. Блок и его литературное окружение

Жизнь и творчество М. Горького.

А.Ахматова

В. Маяковский

С.Есенин                                                          

«Поэзия С.Есенина» (кроссворд)         

М.Цветаева

О.Мандельштам

«Город Андрея Платонова» (игра - тест).

Выполните их в Лаборатории  ЦОР и сохраните результаты тестирования в своем портфолио. На каком этапе изучения творчества писателя целесообразно использовать тесты? Аргументируйте свой ответ.     

8. Вы могли бы предложить другие тесты или формы опроса в интерактивном режиме?