ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра русской литературы ХХ века

Учебно-методический комплект модуля:

 «СОВЕТСКИЙ РЕНЕССАНС» 1920-х ГОДОВ»

Дисциплина: ««Русская литература ХХ века»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Трубина Л.А..

«___» _____________ 200___ г.

 

 

 

 

Конспект лекций

Дисциплина: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»

Специальность: для студентов, обучающихся по специальностям 050301 «Русский язык и литература».

Ведущий лектор:

Выгон Н.С., профессор кафедры русской литературы ХХ в., доктор филологических наук

Одобрен на заседании кафедры

«___» _________ 200 __ г. протокол № _________

МОСКВА

2006

Лекция № 1: Учитель в XXI веке  и роль ИКТ в его формировании.

1. Современное информационное общество и образование:

Информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:  увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;  создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. (Служба тематических толковых словарей // http://www.glossary.ru)  На современном этапе инновационные процессы затронули различные сферы информационного общества— в содержании, технологиях, формах организации деятельности субъектов  разных видов деятельности.

1.1.                    концепция информационного общества в исследованиях М.Маклюэна http://www.philosophy.ru/edu/ref/enc/m.html#BM10002: Беляков А. В. Маклюэн М. // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; 000 “Алетейя”,1998)

Маршалл Маклюэн (McLuhan) (1911-1980) - канадский культуролог, профессор ун-та в Торонто, всемирно признанный исследователь повседневной жизни человека в информационном обществе, в мире, созданном новейшими средствами массовой информации, - писал о новой эре в развитии цивилизации – постгуттенберговой. «Галактика Гуттенберга» - мир, основанный на печатной культуре - была разрушена в 1844, когда появился телеграф Морзе, первое средство сообщения, знаменующее начало электронной эры. Телеграф соединил разрозненные части пространства, ускорив распространение информации до скорости света, до скорости нервного импульса. Новые средства сообщения — радио, телевидение и компьютер — делают информацию окружающей средой человека; рождаясь, каждый новый человек как бы подключается к мировой информационной сети. Погружаясь в информационную среду, человек получает способность вмещать в себя все человечество и впитывать все пространства и времена мира. Но средства связи не просто передатчики информации. Они сами по себе, независимо от передаваемой информации, активно влияют на сознание, структурируя и кодифицируя реальность. “Средство сообщения — само сообщение” — известный афоризм Маклюэна.

Именно теперь, когда средства коммуникации стали средой обитания человека и условием его существования, необходимо, чтобы человек, хотя бы просто в целях самосохранения, понял их природу. И самое важное для этого — отказаться от иллюзий, что главное — то, как используются средства коммуникации, а не влияние, которое они оказывают на человека.

(ЦОР «История отечества ХХ-начала ХХI века. 11 класс» (Загладин Н.В.) – Материалы урока № 13: Возникновение информационного общества, параграфы 22-24).)

1.2. Учитель в XXI в., главные его черты и роль ИКТ в его формировании.

       В первую очередь увеличение роли информации и знаний в жизни общества влияет на образовательный процесс как новую, социально и научно востребованную, парадигму компетентостного освоения информации. Все инновации в сфере высшего педагогического образования содействуют становлению нового типа педагога, способного решать круг значимых педагогических проблем ХХI века. Его деятельность направлена на построение образовательной системы, антропоцентрической по цели, по содержанию и формам организации, поскольку в центре такого обучения находится личность обучающегося как реализация определенного педагогического проекта, предполагающего  целостное развитие личности, а не только ее знаниевую образованность. Его главные черты:

·        гуманистическая направленность, проявляющаяся в диалогичности по отношению к личности другого;

·        творческая активность;

·        рефлексивность;

·        постоянно развивающаяся потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Становление такого педагога в условиях педагогического вуза — сложный, многоэтапный процесс. Важное место здесь принадлежит методикам ИКТ.

ИКТ в филологическом образовании

Объектом информационного моделирования может быть любая предметная область, любая информация, представленная в вербальной или графической форме: биобиблиографические материалы о творчестве писателя, историко-архивные материалы, включая фото- и кинодокументы, — все это богатейшие области для построения информационных моделей (http://bw.keytown.com/uposobie.htm: Самойлова Т. А. Информационные модели в филологическом образовании: Учебно-методическое пособие. — Смоленск: СГПУ, 2003). Значительная часть учебных материалов все чаще размещается не на полиграфических, а на мультимедийных носителях

      Однако готовность общества к восприятию  компьютерной культуры  невелика: по результатам исследований, о возможности использования компьютера в качестве образовательного средства знают 34.2%  опрошенных, тогда как об использовании компьютера для подготовки текста – 49.1 %.   Поэтому важным аспектом подготовки всех будущих учителей является обучение эффективному использованию существующих и разрабатываемых ЦОР и связанных с ними педагогических  технологий, а также приемам модификации и адаптации готовых ЦОР для решения возникающих перед ними педагогических задач.

                Одним из приоритетных направлений Федеральной программы развития образования на 2006-2010 годы является «совершенствование качества общего образования на основе внедрения новых структуры и содержания образования, современных учебников, повышения эффективности учебного процесса при одновременном снижении учебной нагрузки обучающихся, внедрения разнообразных моделей организации профильного обучения в старшей школе».

Традиционный урок с привлечением традиционных средств обучения позволяет многократно повторить учебный материал, что в немалой степени помогает формированию знаний на уровне их усвоения, но не обусловливает общее развитие учащихся.

Разработка цифровых образовательных ресурсов позволит:

·        создать учителю условия для повышения эффективности профессиональной деятельности  и профессионального роста (улучшить качество преподавания и сократить время на подготовку к уроку за счет использования широкого спектра средств наглядности, новых видов заданий для учащихся, методического сопровождения, ориентирующего на достижение новых результатов образовательного процесса.

·  предоставить учащимся широкий доступ к информационным источникам, воздействующим на разные каналы восприятия, оптимизировать информационно-поисковую деятельность, представить с высокой степенью наглядности изучаемый материал; организовать информационную деятельность на базе средств ИКТ; дать возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, сформировать критическое мышление, способности к выбору стратегии собственных действий, в том числе, при выполнении тестовых заданий).

О проекте http://school-collection.edu.ru/about/



Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования.

создается в ходе проекта "Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации.

Формирование Коллекции происходит в несколько этапов. Сейчас в коллекции размещены наборы цифровых ресурсов к отдельным главам учебников, тематические коллекции. Единая Коллекция ежедневно пополняется новыми цифровыми образовательными ресурсами.

Первый этап наполнения Коллекции закончится 30 июня 2008 г.

Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

Подключение всех школ России к Интернету в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" сделает доступными ресурсы коллекции для всех образовательных учреждений.

Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции помогут сделать учебный процесс в современной школе интересным и эффективным.

В единой коллекции планируется размещение инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), которые будут ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе.

.

 
   

       Основной целью создаваемых ЦОР является обеспечение учебного процесса и его субъектов инструментом, позволяющим реализовать  обучающую, развивающую и воспитывающую функции обучения.

Особое внимание уделяется формированию алгоритмов деятельности, определяющих активное включение учащихся в разнообразные виды деятельности – индивидуальные и групповые: поиск и анализ информации, изучение набора объектов с целью выявления закономерностей, группировки и обобщения; погружение в изучаемую эпоху, подготовка докладов, написание рефератов; практическая работа с наборами тестовых заданий; творческая работа с объектами; обсуждение в группах,  ролевые игры на базе изучаемого материала и др.

          Коллекция ЦОР:

·  дополнит имеющиеся УМК наглядным и интерактивным материалом, значительно расширяющим и обогащающими их недоступными для полиграфического учебника материалами и мультимедийными возможностями (аудио- , видео- и цифровые иллюстративные материалы, интерактивные объекты, большие объемы справочного материала и др.):

·  предоставит учителям учебные материалы и наглядные пособия (в цифровом формате) по данному предмету, обеспечивающие и облегчающие подготовку и проведение уроков, а также организующие самостоятельную деятельность учащихся;

·  даст возможность учителю составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития детей и особенностями методики. Это позволит сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя;

·  позволит пользователям найти максимальное количество разнообразных материалов (статических, динамических, интерактивных), касающихся изучения конкретной темы в рамках любой методики, на любой стадии учебного процесса (получение новой информации, актуализация полученных знаний, практическое использование полученных знаний, аттестация) и на любом уровне (базовый, углубленный, профильный);

·  позволит преподавателям использовать видеофрагменты, изображения, модели, текстовые и справочные материалы для составления собственных учебных пособий к конкретному уроку в соответствии с их потребностями с помощью различных инструментальных средств;

·  даст дополнительные возможности учащимся для самообучения, для подготовки к урокам, для более глубокого изучения предмета;

·  повысит мотивацию учащихся к обучению, сделает обучение более интересным и эффективным на всех стадиях учебного процесса, обеспечив высокую наглядность и предоставив большое количество разнообразного информационного материала;

·  даст возможность учителю благодаря привязке к содержанию учебников и наличию методической составляющей работать по привычному для него материалу и использовать современные информационные средства, не меняя кардинальным образом традиционной системы обучения.

Учебный процесс с использованием ЦОР может быть организован в форме коллективного, группового и индивидуального (управляемого и самостоятельного) обучения с использованием следующих методов:

·  объяснительно-иллюстративных (изложение теоретических положений с помощью демонстрации отдельных объектов ЦОР в качестве наглядной опоры или их набора в виде презентаций);

·        методы проблемного обучения;

·        частично-поисковые (поиск информации по определенной проблеме в материалах ЦОР и в Интернете);

·        эвристические (творческое переосмысление собственного опыта, обобщение собранной информации с применением ИКТ при создании проекта, выполнении конкурсных заданий);

·        практические методы (самостоятельной работы и работы под руководством);

·        методы контроля и самоконтроля (контроль выполнения творческих работ, организация публичных выступлений с демонстрацией сделанного, взаимооценка результатов деятельности и проектов).

          

2.1 ЦОР на мультимедийных носителях и материалы из  Единой коллекции ЦОР – база данных  элективного модуля «Советский Ренессанс 1920-х гг.»

Элективный курс – курс по выбору, где варианты предоставляют педагоги, но электоратом являются учащиеся.  Входит в арсенал  новых педтехнологий: позволяет осуществлять ЛО-проектирование, т.к. адекватен  ситуации образования как реализации программы развития личности, активизирует коммуникативные навыки, умения творческой проектной деятельности, практикоориентированный подход, а также дает учителю свободу вариативности в определении объема материала, способов его представления и контроля результатов (ИКТ, использование ЦОР наряду с традиционными методиками, система тестов, творческих проектных заданий)

Содержание курса. Цели и задачи  модуля. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности. Организация учебного процесса.  Использование самостоятельной работы студентов (консультации в Лаборатории по использованию базовых программ для создания информационных моделей данных; разработка индивидуальных педагогических проектов). Руководство самостоятельной работой: оказание помощи студентам в выборе педагогической проблемы, подборе литературы; проведение индивидуальных и групповых консультаций; определении сроков и форм контроля, разработке рекомендаций по представлению форм отчетности о проделанной работе. Активизация интереса к чтению педагогической литературы, к изучению накопленного педагогического опыта.   

3. Структура, состав и типы объектов ЦОР

     Первый этап реализации любого проекта – сбор и обработка необходимой информации, т.е. создание базы данных (БД).

Что такое базы данных? [1]

В самом общем смысле база данных - это набор записей и файлов, организованных специальным образом. Один из типов баз данных - это документы, набранные с помощью текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - файлы электронных таблиц, объединяемые в группы по характеру их использования.

Различные классы баз данных по предметным областям использования.  

Для  будущего педагога и просто культурного человека важны:

- фактографические базы и банки научных данных, обеспечивающие фундаментальные научные исследования;

- фактографические БД в области культуры и искусства;

- лингвистические БД, т.е. машинные словари разного типа и назначения.

Документографические БД содержат описания документов. В зависимости от содержания описания различают документографические БД типов:

БО (только библиографическое описание документа) – от списка литературы к этому модулю до каталогов  библиотек.

БК (библиографическое описание и ключевые слова) РГБ, ИНИОН, ВГБИЛ и БКР (библиографическое описание, ключевые слова, реферат или аннотация)- база данных крупнейшего  книжного Интернет магазина ОЗОН.РУ.

Полнотекстовые БД, содержащие полные тексты документов, которые являются собственно документальными. (Таковы БД  каталога авторефератов РГБ, достославная Библиотека Мошкова Lib.ru ).

Справочные БД - энциклопедии и справочники; 

      В ИИСС «Соната», ИИСС «Серебряный век», ЦОР «Русская художественная культура», ЦОР  «Литература» (БЭНП 5-11 кл.), «Мировая художественная культура» (БЭНП 10-11 кл.), в ЭУИ «Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира», в МЭИ «Отечественная история, литература и искусство» и других,  с которыми мы будем работать, БД  тоже является главным элементом структуры.

База данных ЦОР «Русская художественная культура» (Л.А. Рапацкая) представляет искусство как метафоричное осмысление мира в контексте материалов о личности автора,  эпохи, когда он творил, стиля, господствовавшего в его время. Кроме того, концептуальную и подтекстовую информации  пособие транслирует в игровых ролевых занятиях, что позволяет развивать коммуникативные способности учащихся, ораторское мастерство (реактивный и интерпретационный диалог), обогащать их не только за счет полученных знаний, но и за счет новых чувств. Очень важен аспект развития толерантности, т.е. следование четким правилам проведения ролевой игры. Пособие представляет 68 разработанных уроков с использованием ЦОР. Кроме того, достоинства данного пособия обусловлены концепцией  креативного образования. В этой образовательной парадигме основной акцент делается не на усвоение информации, или готового знания, а на развитие мышления и эмоционально-ценностного восприятия мира. Различные виды ЦОР, предложенные в пособии, могут использоваться на разных этапах уроков: схемы, карты - в начале урока; портреты, иллюстрации, музыкальные файлы – в середине, при объяснении материала (в зависимости от типа урока), сложные ЦОР (слайд-шоу, модели со звуком, анимированные тексты) – при закреплении пройденного материала, как некий парадоксальный взгляд на мир глазами искусства.

В пособии разработаны следующие  виды занятий: уроки-путешествия, уроки–экскурсии, уроки-драмы, уроки-исследования, уроки-концерты, уроки-рассказы, уроки-семинары, уроки-инсценировки, уроки-ролевые игры, уроки-размышления, уроки-странствия, уроки-сравнения, уроки-развитие речи.

ИИСС «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ» (мультимедиа-энциклопедия) – это инновационное учебно-методическое пособие, где впервые собрана воедино информация, представляющая Серебряный век как чрезвычайно значимый для отечественной и мировой культуры исторический этап в различных ракурсах. Литература, искусство, архитектура, технические изобретения этого времени рассматриваются в контексте развития общественной и художественной жизни России в начале XX века. ИИСС содержит богатый материал для интегрированных уроков.

Мультимедийное наглядное пособие «Литература. Вся школьная программа» представляет собой библиотеку мультимедийных информационных объектов по литературе. Пособие предназначено для учителей и учащихся школ, лицеев, гимназий, студентов педагогических вузов и для самостоятельного изучения литературы.

ЦОР «Литература» ориентирован для проведения лекционных и семинарских занятий в классах, а также самостоятельной работы учащихся, как на локальных компьютерах, так и в сети Интернет. Электронное издание даёт возможность работы с обширной базой данных, мощной системой поиска и удобным программным обеспечением. С его помощью можно быстро отобрать иллюстративный, аудио и видео материалы для урока, лекции, доклада или реферата. Для учебных заведений разработана сетевая версия программы.

БЭНП содержит:

Функциональная схема мультимедиа-библиотеки по литературе

Атрибутирование информационных объектов

 (демонстрация с примерами объектов)

Каждый объект БД атрибутирован следующими параметрами поиска:

Тип объекта. Тип объекта отражает соответствие информационного объекта и определенного модуля:

·                    Картинная галерея

·                    Фотоальбом, фотоэкскурсии

·                    Видеофрагменты

·                    Видеоэкскурсии

·                    Схемы, таблицы

·                    Тесты

·                    Игры

·                    Фонохрестоматия

·                    Хрестоматия (справочник)

Название объекта. Составляется так, что его можно вынести на экран при формирования кадра для набора сопровождения выбранного урока.. Название объекта содержит информацию о содержании и происхождении информационного объекта.

Период обучения (класс). Период обучения определен временем и содержанием изучения литературы. Библиотека может быть использована с пятого по одиннадцатый класс.

Тема. Тематический рубрикатор содержит основные темы школьного курса, ориентированные на обязательный минимум содержания образования, а также соответствует новым образовательным стандартам. Имеет расширенный компонент и углубленный уровень, ориентированный на профильную школу, а также на программы для национальных образовательных учреждений.

Персоналии – авторы литературных произведений. Данный атрибут обеспечивает привязку информационных объектов к конкретному автору.

Название литературных произведений. Данный атрибут обеспечивает привязку информационных объектов к конкретному литературному произведению.

Жанры, роды и виды литературных произведений. Данный атрибут обеспечивает привязку информационных объектов к конкретному роду, жанру и виду литературного произведения.

Ключевые слова для поиска. Составят основу для поиска объекта по смысловому признаку, будут охватывать виды деятельности и части учебного процесса, напрямую не связанные с передачей информации от учителя к ученику в ходе изложения материала урока. Это может быть составление или дополнение обобщающих таблиц, выбор элементов сопровождающих реферат, доклад и т.д.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ЗАДАНИЕ 1.

1. Разделившись на микрогруппы, внимательно ознакомьтесь в Лаборатории ЦОР со структурой, составом объектов и принципами их атрибутирования в ЦОР «Литература» (БЭНП 5-11 кл.), «Мировая художественная культура» (БЭНП 10-11 кл.), ЭУИ «Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира», МЭИ «Отечественная история, литература и искусство», ЦОР «Русская художественная культура», ИИСС «Соната», ИИСС «Серебряный век». Оцените целесообразность, полноту  БД и  удобство поиска в них.

Внимательно ознакомьтесь с «Методическими указаниями», имеющимися в каждом ЦОР, по разделам: «Структура/функциональная схема», «Состав и типы информационных объектов», «Атрибутирование информационных объектов», «Редактор презентаций», «Пример создания презентации» и попробуйте сделать иллюстрированную таблицу «База данных ЦОР (название)» с комментариями и оценкой пользователя.

ЛЕКЦИЯ II. Использование ЦОР для объяснения нового материала: Обзорная лекция «Советский Ренессанс 1920-х гг.».

o   Инновационный интердисциплинарный принцип изучения художественных текстов предполагает использование  других языков культуры (искусства, науки) для интерпретации  смысла.

o   Возможности  использования ЦОР в учебном процессе при изучении  полиобъектных явлений в истории русской литературы, каким является  литературный процесс 1920-х (новый художественный язык эпохи в эстетической деятельности ведущих авторов, литературных направлений и групп, в контексте художественных открытий живописи, архитектуры, музыки, кино этого периода) особенно очевидны.

В БД ЭУИ «Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира» с помощью поиска по меню «Содержание» или по меню «Лента времени» (хронология)  мы выйдем на блок материалов «Русская культура ХХ в.», который  представляет собой гипертекст с иллюстрациями, видео- и аудиообъектами. Этот блок материалов (Урок 10) освещает в мультимедийных объектах важнейшие аспекты темы «Советский Ренессанс 1920-х гг.»:

     1. Октябрьская революция - точка отсчета в истории культуры и цивилизации ХХ в. Возникновение нового хронотопа мира в литературе и искусстве  послереволюционного десятилетия.

2. Развитие «художественной революции» начала XX века и формирование нового художественного языка эпохи в 1920-х гг.

3. Многообразие художественных течений и групп в рамках одной эстетический эпохи 1920-х гг.

4. Рост идеологического диктата и возникновение маргинальной и «потаенной» ветвей советской литературы.

Демонстрация текстовых разделов Урока 10:

 «Введение в русскую культуру ХХ в.», с.2-4;

«После революции», с.5          гиперссылка «Революция и интеллигенция;

«1920-е годы», с.6            гиперссылки «Культурная революция», «Литература 1920-х гг.» (аннтонация литературных течений и групп,  произведений романтического, нравственно-философского, иронико-сатирического типов восприятия действительности); «Живопись 1920-х гг.» (многообразие художественного поиска), «Скульптура 1920-х гг.», «Архитектура 1920-х гг.»,

«Киноискусство 1920-х гг.»(художественные открытия С.Эйзенштейна и Вс.Пудовкина), «Музыка1920-х гг.»(традиции и новаторство в симфонической музыке, феномен массовой песни) с воспроизведением фото-, видео- и аудиообъектов.

     В ИИСС «Серебряный век» представлена информация о характерных особенностях развития и представителях искусства начала ХХ века. В нижнем меню выбираем «Индекс», далее из алфавитного списка - интересующую персоналию. В главном меню представлены: «Архитектура», «Изобразительное искусство», «Искусство кино», «Литература», «Музыка», «Театр». При нажатии на интересующий вид искусства появятся список персоналий и ведущие художественные течения/направления.

     Так, выбираем «Литература», далее – «Е. Замятин». В характеристику творчества писателя и биографические сведения вставлены гиперссылки:               «Ф. Сологуб», «А. Ремизов», «А. Куприн», которые используются для раскрытия его литературных и личных связей.

     В ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства» в главном меню выбираем «Не только классика», в верхнем меню - «Творческие эпохи»,

1. далее – «Музыка второй половины ХIХ – начала ХХ века», переходим к общей характеристике музыкального искусства и композиторам (Скрябин, Брамс, Верди, Мусоргский, Вагнер, Глазунов и др.). По гиперссылкам можно перейти в раздел, посвященный конкретному представителю музыкального искусства второй половины ХIХ – начала ХХ века, где будут представлены материалы, характеризующие творчество и характерные произведения этого музыканта, которые можно прослушать при помощи музыкального плеера.

2. далее – «Искусство ХХ века», переходим к характеристике и персоналиям.         

Лекция III. Разработка разных типов  учебно-методических материалов на базе ЦОР при изучении темы «Творчество писателя……..в 1920-е гг.» (на примере творчества Е.И.Замятина).

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН

(1884 -1937)

Произведения для изучения: роман “Мы”.

Основные теоретико-литературные понятия: понятие об экспрессионизме, понятие об утопии и антиутопии.

1 урок

В начале урока — сообщение учителя о писателе (демонстрация). Биографические сведения, изложенные в разделе «Материалы к биографии» персоналии «Замятин» БЭНП «Литература», ИО ИИСС «Серебряный век», ЦОР «Русская художественная культура» можно дополнить материалами сайтов «Евгений Иванович Замятин» (http://www.evgeniyzamyatin.ru;      http://www.tstu.ru/win/kultur/literary/zam/titul.htm)

Замятин Евгений Иванович

Замятин Евгений Иванович (20.01(01.02).1884 – 10.03.1937) - русский писатель.

Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г. Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели – Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, – большое влияние оказало на Замятина домашнее воспитание...

Подробнее...

Поиск по библиотеке:

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН

http://www.tstu.ru/win/kultur/literary/zam/titul.htm

Самобытный русский писатель Е.И.Замятин (1884-1937) - уроженец Тамбовской губернии. Его творчество было многообразно в жанровом отношении: романы, повести, новеллы, рассказы, сказки, чудеса, драмы... Человек высочайшей культуры, один из самых образованных людей своего времени, Замятин, по словам Константина Федина, "обладал такими совершенствами художника, которые возносили его высоко".

 Предлагаем Вашему вниманию следующие страницы этого сайта:
Жизненный путь Е.И.Замятина
Литературное творчество Е.И.ЗамятинаМузей в Лебедяни
Рассказ Е.И.Замятина "Пещера"
Повесть Е.И.Замятина "На куличках"

и файлом «Е. Замятин» из Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru/about), где содержатся более полные биографии писателя и его автобиография, мемуарные источники, в том числе из воспоминаний Ю. Анненкова, автора самого известного портрета Евг. Замятина.

БД ИИСС «Серебряный век», БЭНП «Литература» - открытые, т.е. позволяют вносить  новые объекты. Используя их и иллюстративные материалы с сайтов писателя, можно представить биографию Евг. Замятина как гипертекст с иллюстрациями.

2 урок

«Жанр антиутопии в творчестве Замятина. Антиутопический мир на страницах романа “Мы”: Пути реализации утопии. Язык и тип сознания граждан Единого Государства. Герой антиутопии; центральный конфликт романа. Прогностическая сила романа «Мы» из-за скудности  имеющегося в БЭНП «Литература» материала может быть проиллюстрирован лишь частично.

·                    Так, из раздела «Теория литературы» можно взять определения понятий «экспрессионизм», «утопия» и «антиутопия», «фантастика», «ирония» (желательно сопоставить их с определениями из Единой коллекции ЦОР и выбрать наиболее точные). Если смонтировать их с имеющимися в названных источниках иллюстрациями к роману, которые следует снабдить нужными цитатами из произведения, получим убедительный и наглядный видеоряд к фрагменту урока «Основные теоретико-литературные понятия».

·                    Рассматривая роман в контексте литературы 1920-х годов, подчеркнем, что стремление к слиянию с массой, а точнее - к растворению в ней собственного “я”, к подчинению личной воли задачам общественного прогресса, было характерной чертой мироощущения человека данной эпохи и литературы тех лет.  Сопоставление цитат из романа «Мы», поэмы «Хорошо» Маяковского с кадрами фильма «Мать» и массовой песней 1920-х сделает более простыми ответы на вопросы: «В чем смысл наз­ва­ния романа? Что вкладывают в понятие "мы" пролетарские поэты, герой-повест­во­ватель романа Замятина и сам автор рома­на?»

·                    В подготовленном классе ЦОР дают возможность создать видеоряд «Мифологическая основа произведения». В ИИСС «Серебряный век», ИИСС «Соната», ЦОР «Русская художественная культура», ЭСУН «История искусств», БЭНП «Мировая художественная культура», ЭУИ «Культурология», ЭИ «История религий» находится богатый иллюстративный материал к вопросам:

1.     Какое переосмысление получают в романе ветхозаветные мифы об искушении Адама и Евы, об Аврааме и Исааке, новозаветный миф о распятии Христа, сюжеты античной мифологии (напр., миф о Прометее?)

2.     Как трансформируются в сознании граждан Единого Государства мифологемы рая, “золотого века”, образы скрижали, ангелов-хранителей?

3.     В чем сходство и различие древнего праздника Пасхи и Дня Единогласия, описанного в романе?

Такая эвристическая беседа с комментариями учителя подведет к ответу на вопросы:

1.     Какие новые мифы создало Единое Государство?

2.     Какую роль в формировании массового сознания играют замена служения Богу поклонением государству и обожествление Благодетеля?

Подводя итоги урока, следует обобщить полученные представления об антиутопии (возможно создание портфолио, где  определение и типологические черты жанра будут проиллюстрированы цитатами из текста романа «Мы»).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА 2.

ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ  ПЕРИОДА «СОВЕТСКОГО РЕНЕССАНСА 1920-х».

1. Из имеющегося списка  «Персоналий» ИИСС «Серебряный век», ЦОР «Русская художественная культура», БЭНП «Литература» выберите писателей, входящих в рамки темы «Советский Ренессанс 1920-х» и сделайте электронную таблицу по модели:

 период

тема

художественная

система

русский модернизм

ФАМИЛИЯ

ИМЯ

ОТЧЕСТВО

ГОДЫ

ЖИЗНИ

ТЕЧЕНИЕ.

НАПРАВЛЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГРУППИРОВКА

Русская литература

первой трети 20 в.

Русский модернизм.

Поиски новых художественных форм для воплощения  катастрофической действительности.

«Мы» как исток антиутопии ХХ в. в мировой литературе.

Модернизм

Вне группировок

активно участвовал в деятельности петроградского Дома Искусств, работал с мододыми, особо симпатизировап, как и К.Чуковский, «Серапионовым братьям».

ЗАМЯТИН

ЕВГЕНИЙ

ИВАНОВИЧ

1884 – 1937

     

Мемуары, письма

Другие документы

 

Комментарии

Критические

статьи

Тексты по обр. стандарту:

Произведение

Класс

Род

Жанр

Объект

Источник

Объект

Источник

Объект

Объект

Источник

Программа по литературе (5-11 кл.) под ред. А.Г. Кутузова

«МЫ»

11

Эпичес-кий

Роман.

Философ-ский роман.

Антиуто-пия

Е. Замятин

Авто-биография.

Сайт?

Найдите объект и укажите адрес

А.Воронский о реализме Замятина.

Сайт?

Найдите объект и укажите адрес

Гальцева Р., Роднянская И. Помеха – человек: Опыт века в зеркале антиутопий.

«Новый мир»,

 1988, № 12.

         

Замятин Е.И. Письмо Сталину.

Сайт? Найдите объект и укажите адрес

   

Зверев А. «Когда пробьет последний час природы...»

Вопросы

литературы»,

1989, № 1.

                 

Оруэлл Дж.

Рецензия на «Мы»

Е. И. Замятина.

Оруэлл Дж.

 «1984» и эссе разных лет. М., 1989.

 С.306-309.

         

Анненков Ю. Евгений Замятин.

Сайт? Найдите объект и укажите адрес

   

«Выйти человеком из нечеловеческой среды».

Скороспелова Е.Б.

Замятин и его роман «Мы». Серия «Перечит. классику». М.: МГУ, 1999. С.53-70

 

В И Д Е О                                                                                                                                                                                                                           

 

КАРТИННАЯ         ГАЛЕРЕЯ

ФОТОАЛЬБОМ

Ф0ТОЭКСКУРСИИ

ВИДЕОЭКСКУРСИИ

 

Объект

Источник

Объект

Источник

Объект

Источник

Объект

Источник

 

Портрет Замятина работы

Ю. Анненкова

БЭНП «Литература»

Замятин – гимназист

БЭНП «Литература»

Музей в Лебедяни

http://www.spbumag.nw.ru/97-98/no05-98/content.html

     

Бакст Л.

Древний ужас.1908.

Мир искусства. СПб.: ГРМ -PALACE EDITIONS.

С.87.

Дом Замятиных в Лебедяни

БЭНП «Литература»

         

Вуколов О. Иллюстрация к роману «Мы»

БЭНП «Литература»

Лебедянская гимназия

БЭНП «Литература»

         

Вуколов О. Иллюстрация к роману «Мы»

БЭНП «Литература»

Е.И.Замятин.

1920.

БЭНП «Литература»

         

Вуколов О. Иллюстрация к роману «Мы»

БЭНП «Литература»

Е.И.Замятин.

1925.

         
   

Е.И. Замятин в числе членов коллегии "Всемирная Литература" в день ее роспуска.

         

3.     Найдите в тексте выбранной биографии писателя слова, требующие комментария (термины, имена собственные, географические названия), и подберите к ним в БД используемых ЦОР (разделы «Теория литературы», «Историко-бытовой словарь», «Словарь», «Персоналии») текстовые и визуальные материалы. Сделайте в «Редакторе презентаций», «Альбоме», «Галерее», используемых ЦОР гипертекст с иллюстрациями.

4.     Найденные в БД ЦОР и подготовленные вами материалы о биографии и творчестве конкретного писателя 1920-х (по выбору) используйте для работы по созданию презентации к этой персоналии.

Самостоятельная работа № 3:  Интерактивные таблицы

В реляционной базе данных информация организована в виде таблиц, разделённых на строки и столбцы, на пересечении которых содержатся значения данных – так, как это сделано в таблице «Азбука нового художественного языка эпохи», которую мы вместе завершим во время занятий в Лаборатории ЦОР. В уже сложившихся микрогруппах вы должны будете, опираясь на  материал лекции, рекомендованные  БД (специализированные теоретико-литературные энциклопедии, справочники, в том числе «Теория литературы» в БЭНП «Литература») и учебные пособия создать ЦОР, которой так необходим каждому, кто приступает к изучению радикального изменения художественного языка ХХ в., определяющим  и поэтику произведений нашего времени. Вместе с другими проектными работами эта таблица войдет в портфолио (БД личных результатов) для зачетной аттестации.

1. Ознакомьтесь с примерами таблиц (интерактивных, анимационных), имеющихся в ЦОР.

2. Внимательно прочитайте в разделе «Методические указания» в ИИСС «Серебряный век», ИИСС «Соната», ЦОР «Русская художественная культура», БЭНП «Литература» теоретический материал об использовании таблиц в учебном процессе.

3. Приступайте к созданию открытой интерактивной таблицы «Азбука нового художественного языка эпохи» (минимум 3 понятия в микрогруппе).

Примечание: Неомифологизм – основа нового художественного языка. Мифы XX века и их многообразие. Обращение писа­телей 20-х гг. XX века к античным, праславянским, библейским, историко-культурным образам и сюжетам в целях универса­лизации и создания индивидуальных мифов о мире. Феномен советского космоса – «Котлован» А.Платонова; образ крестьянского космоса – С.Есенин и «крестьянские поэты». Мистерия нового мира в произведениях В.Маяковского, (К. Петрова-Водкина, В. Татлина, Вс. Мейерхольда, Д. Шостаковича, С.Эйзенштейна, Дзиги Вертова, А. Родченко). 

Орнаментализм и мотивная организация повествования, фантастика, интертекстуальность, ирония как доминанта мировидения в «Собачьем сердце» М.Булгакова, «Повести непогашеной луны» Б.Пильняка, новеллах А.Грина, «Зависти» Ю.Олеши, рассказах М.Зощенко.

Материалы ЦОР:

  1. Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература» (№ 47).
  1. Электронное учебное издание по курсу «Культурология» (№17).
  1. Электронное средство учебного назначения «История искусства» (№11).
  1. Библиотека электронных наглядных пособий "Мировая художественная культура 10-11 класс"(№14).
  1. Электронное издание «Учебный мультимедиа комплекс по философии для цикла общеобразовательных дисциплин (включая педвузы)» (№49).
  1. Энциклопедия «Кругосвет» (Единая коллекция ЦОР)
  1. ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»
  1. ИИСС «Серебряный век»
  1. ЦОР «Русская художественная культура» (Л.А. Рапацкая)
  1. ЦОР «Литература) (5-9 кл.)

Ресурсы Интернет:

История русской литературы ХХ века. Вып. 2.: Советская классика. Новый взгляд

Егорова Л.П., Чекалов П.К.

Электронное учебное пособие для студ.филол.

факультетов.

http://teneta.rinet.ru/rus/ee/egorova-lp_chekalov-pk_historia_russkoi_literatury.html

 «СовЛит»

 

Сайт

http:ruthenia.ru/sovlit.index.html

Учебные пособия:

Введение в литературоведение.

Под ред. Л. В. Чернец.

Учебное пособие для филологич. факультетов высш.уч.заведений

М.: Высшая школа, 2004.

Теория литературы.

Хализев В.Е

Учебное пособие для филологич. факультетов высш.уч.заведений

М.:Высшая школа, 2002 и послед.изд.

Модель интерактивной таблицы:

Азбука нового художественного языка 1920-х гг.

Понятие

Его содержание

Источник

Текстовый пример

 

ХРОНОТОП

ХРОНОТОП (дословно "время -пространство") - единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного (культурного, художественного) смысла.

по:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ХХ век. СПб.: Университетская книга, 1998. т.2.

http://www.philosophy.ru/edu/ref/enc/xa.html#BM17088

«Моря и горы переместились, 
ибо в России – прекрасные муки рождения»

(Б.Пильняк. Метель.)

Учебные наглядные пособия, используемые на лекциях:

o   Используемые ЦОР:

1.     Электронное издание «Интегрированное межпредметное учебное электронное издание по гуманитарному циклу (отечественная история, литература, искусство)» (№25).

2.     Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература» (№ 47).

3.     Электронное учебное издание по курсу «Культурология» (№17).

4.     Электронное средство учебного назначения «История искусства» (№11).

5.     Библиотека электронных наглядных пособий "Мировая художественная культура 10-11 класс"(№14).

6.     Электронное издание «Учебный мультимедиа комплекс по философии для цикла общеобразовательных дисциплин (включая педвузы)» (№49).

7.     Энциклопедия «Кругосвет» (Единая коллекция ЦОР).

8.     ИИСС «Серебряный век» (мультимедиа-энциклопедия) 9-11 кл.

9.     ЦОР «Русская художественная культура» 10-11 кл. 11 кл. Рапацкая Л.А.

10. ИИСС «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». 5-11 кл.

11. ЦОР «Всеобщая история. ХХ век». 11 кл. Загладин Н.В.

12. ЦОР «Литература. Начальный курс». 5-9 кл. Хренова О.М.; Беленький Г.И. и др.

13. Материалы Единой коллекции ЦОР (персоналии писателей, понятия и термины теории литературы).



[1] По материалам сайта http://db.snipetz.com/osnpon.htm#whatisDB