АНГЛИЙСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Просвечивающий, обладающий стекловидным спекшимся черепком и в основе белый, настоящий фарфор получают из специальных сортов глины, полевых шпатов и кварца или кварцевых заменителей.

Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.

Керамическое искусство было принесено в Англию римлянами, однако сохранившиеся остатки римских печей говорят о том, что почти сразу после их ухода начался упадок британского керамического производства. Потребность в плитках для мощения полов и грубоватой домашней утвари удерживало это ремесло от полного исчезновения, однако вплоть до эпохи Ренессанса и богачи, и бедняки одинаково пользовались оловянной и деревянной посудой. Производство керамики увеличилось только в елизаветинскую эпоху, чему способствовала энергичная и обширная торговля. В это время торговые корабли привозили в Англию прекрасную майолику, испанско-мавританский фаянс и люстровые изделия, а для королевского дома – даже дальневосточный фарфор. Тем не менее местное массовое производство керамики отнюдь не было обязано своим происхождением покровительству аристократии.

Голландское влияние на гончарное искусство Англии. В 17 в. для английского населения в большом количестве импортировались вино и пиво. Немецкие сосуды из каменной массы и делфтские сине-белые фаянсовые бутыли пользовались таким успехом у растущего среднего класса, что вызвали к жизни их подражания. Вскоре появился «английский Делфт», но с росписью худшего качества. Двадцать фабрик возникли в Ламбете близ Лондона; позднее появились другие, в Ливерпуле и Бристоле, едва ли не серийного производства. В сравнении с голландскими прототипами английские сосуды имели более твердую массу и глазурь другого состава, нередко кракелированную. Бутыли для вина, кружки для эля, разного рода кувшины, подсвечники и блюда имели широкий рынок сбыта. Со временем английские гончарные изделия, покрытые свинцовой глазурью, по качеству превзошли местный фаянс.

17–18 вв. Английская глина отличается исключительной прочностью, и в районах, богатых глиной, гончарное мастерство поколениями переходило от отца к сыну. Гончары, подобные Джону Двайту из Фулхэма и семье Илеров, были крепкими, независимыми и уверенными в себе ремесленниками, сочетавшими в себе достоинства естествоиспытателей и дельцов: высоконравственные, строго дисциплинированные, ответственные, в отличие от ненадежных странствующих экспериментаторов на континенте.

Двайт, мануфактура которого оставалась в распоряжении его потомков вплоть до 1862, еще в 1677 преуспел в изготовлении каменной массы немецкого типа. Кроме того, он делал статуэтки, покрытые полупрозрачной соляной глазурью, экспериментировал с основными композиционными и декоративными формами и с накладными рельефами, которые предвосхитили камеи Веджвуда. Двайт считается отцом английской керамики.

Около 1745 приехавший из Франции гончар Ральф Даниэль, путешествовавший по Европе, ввел в английское керамическое производство гипсовые матрицы. Это новшество делало выгодным производство крупных предметов, увеличило выпуск основных изделий и положило начало движению к массовому производству.

Томас Уилдон. Другой вид керамики, производившийся в 1820-е годы, представляла посуда из кремнистой глины, покрытая свинцовой глазурью, – кремовые «уилдонские изделия», получившие название по имени их изобретателя, Томаса Уилдона. Этот знаменитый мастер-гончар был не только новатором и экспериментатором, но также замечательным учителем, среди учеников которого был Джозайя Веджвуд. Уилдон расширил технологию и упрочил положение английской керамической промышленности в целом. Его «агатовые» чайные сервизы, табакерки и рукоятки для ножей имитировались за рубежом, а он, в свою очередь, копировал континентальную каменную керамику и воспроизводил в прекрасной английской глине столовые супницы с крышками, уподобленными по форме овощам. Он изготавливал и целые обеденные сервизы с украшениями в виде овощей; наиболее популярным был его сервиз Цветная капуста, созданный около 1760.

Джозайя Веджвуд (Уэджвуд) бесспорно является самым знаменитым деятелем в истории английской керамики. Он родился в 1730 в семье потомственных гончаров и поступил в обучение в возрасте девяти лет. Естествоиспытатель по природе и одновременно вдохновенный художник, он в 1754 оставил фабрику своего консервативного хозяина, чтобы стать деловым партнером и учеником Уилдона. Позднее он покинул мануфактуру Уилдона ради независимого творчества в Айви-хаусе в Бёрслеме, где создал свой знаменитый Сервиз королевы, названный так потому, что его использовала сама королева Шарлотта. В 1775 Веджвуд изобрел «яшмовую» каменную массу; однако, постоянно стремясь к совершенству, он проделал 10 000 опытов, прежде чем разработал ее оптимальный состав. Для наблюдения за температурой в печи Веджвуд изобрел пирометр, позволявший управлять процессом обжига. В 1768 он понял, что недавно изобретенный приводной токарный станок можно использовать для гравирования рисунков на керамике.

Веджвуд был приверженцем рационального неоклассического стиля своего времени, что, вместе с его способностями вести дела и устанавливать общественные связи, приносило грандиозный финансовый успех. Вся английская аристократия присутствовала на открытии его первого салона. Посетители подолгу рассматривали столовый сервиз для Екатерины II стоимостью в 10 000 долл., а также новые формы столовой посуды, соответствовавшие образу жизни средних британцев и других европейцев.

Яшмовая керамика – материал, напоминающий бисквитный фарфор и идеально подходящий для неоклассического декора в технике многослойной резьбы – был самым знаменитым изобретением Веджвуда. Первоначально применяли сплошное одноцветное окрашивание, затем перешли к менее дорогому способу: изделие окунали в цветную массу, и окрашивалась только поверхность черепка. После 1768 Веджвуд и его партнер Томас Бентли на их новой фабрике «Этрурия», близ Сток-он-Трент, изготавливали из яшмовой массы неоклассические ювелирные украшения, гигантские вазы, безделушки, подставки для светильников, архитектурные фронтоны и вставки для мебели. В изготовлении моделей принимал участие скульптор и художник Джон Флаксмен; керамическое производство Веджвуда достигло высокого уровня специализации. Отдельные операции поручались другим фабрикам, таким, как Челси, где выполнялись некоторые виды эмалевой росписи и декор знаменитой черной керамики. Простые гладкие дешевые изделия, предназначенные продажи и сбыта на европейском рынке, украшались в новоизобретенной технике переводных рисунков. Носики, ручки и рельефные украшения делались по отдельности, а затем изделия собирались. Самым существенным творческим достижением самого Веджвуда было его достоверное воспроизведение в керамике знаменитой римской Портлендской вазы. Веджвуд умер в 1795, но три его сына, Джон, Джозайя и Томас, к этому моменту уже были его партнерами, и их потомки все еще работают на этой фирме.

19 век. Когда уголь в качестве печного топлива вытеснил дрова, керамическим центром Англии стал Стаффордшир, где гончары проживали столетиями, а угля и глины было в изобилии. Фабрики Джона Тёрнера и Генри Палмера процветали, следуя за Веджвудом. Джозайя Споуд преуспел в исполнении «ивового узора» и подглазурной печати, а его сын поднял престиж керамики применением пышных дальневосточных декоративных композиций, которые внешне ассоциировались с дорогим фарфором. Семья Адамсов и Илайша Мэйер делали фигурные пивные кружки и причудливые статуэтки, как и три поколения семьи Вудов: их статуэтки середины 18 в., выполненные по моделям француза Жана Вуайе, были украшены цветными глазурями, подобно изделиям Палисси; теперь Вуды экспериментировали в поисках способов изготовления керамики с серебряным люстром, идя навстречу амбициям богатеющего среднего класса.

Фарфор. В Англии, как и повсюду, знать и богачи предпочитали фарфор, в качестве и обычной посуды, и предметов украшения. Именно Джозайя Споуд усовершенствовал состав английского «костяного фарфора», который представлял собой мягкий фарфор с добавлением жженой кости (для придания ему твердости). Именно на фабрике Споуда в 1846 был изобретен знаменитый париан. Это твердое фарфоровое тесто в состоянии бисквита использовалось для создания неоклассических статуэток викторианской эпохи.

Старинная стаффордширская керамика 17 в. с соляной глазурью появилась в результате тщетных усилий воспроизвести восточный фарфор; однако Англия в целом избежала этой мании, которая вначале побуждала европейцев стремиться к раскрытию секрета твердого фарфора, а позднее – к копированию мейсенских изделий. Возможно, благодаря широкой торговле, а также доступности иноземных керамических изделий, только в середине 18 в. английские производители попытались скопировать французскую мягкую пасту. Сделанный в Челси в 1743 кувшин Коза и пчела является первым датированным образцом английского фарфора. Английский костяной фарфор, оригинальный по своему составу, поначалу украшался совсем не оригинальным декором, скопированным с китайских, мейсенских или севрских образцов. Английская керамическая пластика также следовала моделям континентальной Европы; однако привязанность англичан к природе и цветущим кустарникам вдохновила керамистов на щедрое использование этих мотивов и позолоченных, раскрашенных и лепных деталей, которые почти полностью скрывали сами статуэтки.

Среди главных английских фарфоровых производств, возможно, первым был завод в Боу, основанный в 1744 и известный своими статуэтками; некоторые из них представляли олицетворение Британии, несущей на своем щите флаг Соединенного Королевства. К 1760 на заводе в Боу, построенном по образцу китайской мануфактуры в Кантоне (Гуанчжоу), были заняты 300 рабочих. В 1766 Уильям Дьюсбери купил производство в Боу и перенес его в Дерби вместе с приобретенными им мастерскими Челси. Фабрика в Челси была открыта в 1747; на ней производился стекловидный фарфор, который заметно улучшился к 1758 и стал напоминать французские изделия Шантийи или Сен-Клу. Статуэтки фабрики Челси напоминали персонажей Буше; изящные тарелки, расписанные изображениями английских пейзажей или цветов, прелестные игрушки и баночки для духов с декоративными фигурками производились в большом количестве. Мануфактура в Дерби, открытая в 1750, позднее стала третьим заводом Дьюсбери. На ней изготавливались бисквитные статуэтки, популярные в период моды на неоклассику. В 1811 завод Дерби приобрел Роберт Блур и стал имитировать в большом количестве японские изделия «имари», благодаря которым он хорошо известен до сих пор.

Знаменитый завод в Вустере был открыт в 1751; его обеденные сервизы и крытые вазы, украшенные изящными виньетками, были популярны до конца 18 столетия, когда его продукция увеличилась по количеству, но ухудшилась по качеству.

На протяжении всего 18 в. продолжала процветать торговля керамикой. Импортировалось огромное количество разносортного китайского фарфора, сделанного на экспорт и украшенного в европейском вкусе. Его привозили в Лоустофт и затем стали ошибочно называть по имени этого порта. Импортные китайские изделия потеснили фарфор, который в небольшом количестве производился в собственных печах Лоустофта.

Художники-керамисты. В 1860-е Уильям Моррис и некоторые другие английские художники возглавили движение «Искусство и ремесла», целью которого было возрождение декоративно-прикладного искусства и возврат к «простым изображениям, простым положениям, простым краскам». Среди этих художников был и выдающийся английский керамист Уильям Де Морган, который, подобно Теодору Деку, был очарован ближневосточной керамикой, с ее декоративными формами, почерпнутыми из природы. Кроме того, он пытался имитировать рубиновый люстр старинной майолики Губбио.

См. также КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ТЕРРАКОТА; ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.