Стом (Стомер), Матиас. Поклонение пастухов. Вторая четверть XVII века

О жизни Матиаса Стома известно немного. Голландец по происхождению, он жил преимущественно в Италии, работал в Риме, Сицилии и Неаполе. Большое внимание на его творчество оказал великий итальянский живописец XVI века Микеланджело Караваджо.

Вслед за Караваджо Стом работает в манере "тенебризм", создавая искусство так называемого "погребного освещения" (когда свет падает сверху, словно в глубокий погреб, и выделяет из темноты самое главное).

Матиас Стом писал картины на евангельские сюжеты, в особенности сцены из жизни Христа. В картине "Поклонение пастухов" нет умиления и теплоты, часто присущих изображению Рождества. Сцена драматична и даже трагична, образы Богоматери и пастухов героизированы - это первые христиане, готовые отдать свою жизнь за новую веру.

В трактовке этого мастера отсутствуют конкретные детали, привязывающие евангельский сюжет к определенному месту и времени - лишь поток света выхватывает из тьмы мгновение, принадлежащее вечности.

Особая значительность происходящего подчеркивается и торжественным красочным контрастом красного, синего и белого, строгостью композиции и пространственного ритма сцены.

Возвышенность и героизм не противоречат реальности, даже натуралистичности в изображении пастухов - художник с подчеркнутой осязательностью показывает их грубые натруженные руки, обветренные морщинистые лица, дряблую шею пожилой женщины. Это сочетание величия и аскетичной простоты героев сближает картину с произведениями великого испанского мастера XVII века, также последователя М. Караваджо Хосе Риберы, с именем которого она числилась в коллекции князя Н.Б. Юсупова.

Справочная информация

Евангелие (греч. "благовествование") - общее название первых 4 книг новозаветной части Библии, повествующих о земной жизни Иисуса Христа, Его крестной смерти и воскресении.

Караваджизм - система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи XVII века и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Микеланджело Караваджо (1573-1610). Караваджизму свойственны демократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам караваджизма было важной ступенью в творческом развитии многих ведущих мастеров XVII века. Тенебризм - созданная Караваджо живописная манера, в основе которой лежит преобладание темных красок над светлыми, увлечение светотенью и яркими световыми контрастами. Тенебризм подчеркивал драматизм происходящего события.

Тенебристы - так называли художников, прежде всего неаполитанских и испанских, которые работали в традиции Караваджо и развивали его тенебризм, иногда до чрезмерной степени.

Юсупов, Николай Борисович (1750-1831). Князь, государственный деятель, дипломат, меценат. В 1783-1788 состоял на дипломатической службе в Турине, Венеции, Англии. После возвращения в Россию был директором Императорских театров(1791-1799) и управляющим (с 1792) Императорским фарфоровым заводом, шпалерной мануфактурой, дворцовым стекольным заводом. В 1797-1799 возглавлял Эрмитаж. После смерти Екатерины II много путешествовал, подолгу жил во Франции и Италии. Обладал одной из лучших в Европе частных картинных галерей. В первые десятилетия Х1Х века коллекция находилась в Петербурге, во дворце на Фонтанке. В 1810 году наибольшая часть коллекции переводится в подмосковное Архангельское. В 1837 году его сын, Б.Н. Юсупов, перевез значительную часть собрания в Петербург, во дворец на Мойке. В 1918-1925 там был открыт музей. В 1920-е годы часть фамильного собрания поступила в Эрмитаж, в Музей изящных искусств и ГМФ.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева