2. Признаки живого. Царства живой природы.

Ученикам на каждой парте предлагается набор из трех живых объектов. Одуванчик, вырытый с корнем, жук (конголезская бронзовка из домашнего инсектария) и гриб (грибница с плодовым телом). Ученики должны доказать, что они живые по выделенным ранее признакам. Ученики наблюдают за жуками, рассматривают грибы и одуванчики. Выступая, доказывают мысль, что они живые.
Фрагмент разговора:
У: Когда растут грибы?
Д: После дождя. Летом.
У: А зимой их нет?
Д: Нет.
У: Значит, грибы появляются из ничего таинственным образом весной, а осенью пропадают?
Д: Нет. Там есть грибница
Учитель комментирует высказывания учеников о грибах (грибница – это и есть гриб, она живет под землей и не нуждается в солнечном свете, «гриб» - это плодовое тело гриба, в котором образуются споры.).
Вася: Я хотел бы добавить к признакам живого, что живое размножается. Как гриб, спорами.
Лиза: Значит, это правда, что грибы можно выращивать дома, если остатки грибов вылить вместе с водой в цветочный горшок?
У: Действительно, многих животных, растения и даже грибы можно выращивать дома, если создать для них подходящие условия, например, жуки - конголезские бронзовки, которых вы видите, - выращены в домашних условиях. Но об этом мы поговорим немного позже.

Затем учитель сообщает детям, что они рассматривали живые объекты, относящиеся к разным царствам живой природы, и просит поднять руку с числом разогнутых пальцев, соответствующем количеству царств, представителей которых они видели только что.
Ученики поднимают руки. Варианты: 2, 3, 4 пальца на поднятой руке. Учитель спрашивает сначала тех, кто поднял 2 пальца. Дети говорят: «Растения и животные». Учитель рисует на доске (ученики в тетради) схему 1:

схема 1

Учитель сообщает детям, что те, кто поднял 2 пальца, думают так же, как думал древний грек Аристотель, выделивший два царства живой природы, и 2,5 тысячи лет после него люди думали так же. Он приводит примеры растений (на окнах: фикус, гибискус), животных: жуки, человек.
Потом спрашивает тех, кто поднял 3 пальца. Дети говорят:«грибы».
У: а грибы не растения?
Ученики пытаются обосновать мысль, что грибы не растения («другого цвета», «не так растут»).
У: у вас есть уже одно четкое обоснование. Только что мы с вами поняли, что тело гриба – это грибница. Где находится грибница?
Д: в земле.
У: может ли она годами там существовать?
Д: да.
У: значит, она не нуждается в солнечном свете. А растения?
Д: растения не могут без солнечного света.
Илья: есть растение, которое может жить без солнечного света под землей.
У: это означает, что оно тесно связано с другими растениями, которые живут на свету. Мы будем рассматривать это позже.

У: таким образом, мы видим, что представители разных царств нуждаются в разных условиях для своего существования, и. видимо, процессы в них происходят также разные. Достроим схему. (схема 2).

схема2-2
схема3-2

У: Артем, у тебя было поднято 4 пальца?
Артем: нет. Я ошибся.
У: жаль, потому что есть еще одно царство, представители которого также были перед нами. Есть ли у вас телевизор? Может быть, вы видели рекламу? Помните ли вы ужасную судьбу тех, кто проживает в унитазе?
Д: А! Микробы!
У: Бактерии. Потому что микробами называют всех маленьких живых существ. Среди них могут быть мельчайшие растения, грибы, животные.
Рисует схему 3.
У: помните ли вы также рекламу про йогурт и кефир?
Д: Да! Бифидобактерии!
У: здесь, однако, нет ни унитаза, ни кефира. А бактерии есть. Показывает детям крошечный кусочек почвы и сообщает, что в этом кусочке десятки или даже сотни миллионов бактерий.