Е.Г. Гуро. Утро великана. 1910

В творчестве Елены Гуро, жизнь которой оборвалась рано, совмещались живописные и поэтические опыты, находившиеся в тесной зависимости друг от друга. Она не создала системы или школы, не попала в силки какой-либо, пусть собственной, художественной платформы, но взгляды и личность Гуро оказывали влияние на художников и поэтов, окружавших ее, и во многом определяли концепции по крайней мере двух художественных группировок – «Союза молодежи» и «Гилеи».

Владислав Ходасевич писал о Гуро: «Легкая и радостная, всего больше любившая ветер, свободу, море, порой умевшая чувствовать тихие ласки повседневности, она была бесконечно далека от унылого и духовно немощного российского футуризма, этого детища скуки, безверия и повального эстетизма».

Каждое произведение Елены Гуро, независимо от жанра, автопортретно. В картине «Утро великана» отталкиваясь от натурных впечатлений, художница создает образ хрупкого, хрустально-прозрачного и эмоционально сложного мира, являющегося выражением ее душевного движения, момента, состояния. «Портрет» фарфоровой чашки и двух забавных статуэток, выполненный в светлых, «акварельных» тонах, вполне можно описать словами Вячеслава Иванова: «Здесь дано новое Я, абсолютно проницаемое для света».