П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Мужик на гармонике играет

            Жанр: Фортепианная миниатюра си-бемоль мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

            Это вторая пьеса в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри «Детского альбома». В колоритной образной сценке из народной жизни композитор остроумно  имитирует игу на гармонике.1 Слушая пьесу «Мужик на гармонике играет», отчетливо представляешь себе, как гармонист растягивает и снова сжимает мехи гармоники2.

            Эта пьеса уникальна как по общей художественной эстетике, так и в сфере фортепианной литература. Ее уникальность заключается в том, что господствующим созвучием в ней (то есть собственно тоникой) является не трезвучие основной тональности – си-бемоль мажора, а так называемы доминтсептаккорд. Этот аккорд, являющийся диссонансом, должен быть - по всем правилам классической гармонии - переведен в консонанс, каковым для него является тоническое трезвучие (в теории музыки это действие -  перевод  диссонанса в консонанс - называется разрешением диссонанса).3 В данном случае Чайковский заканчивает пьесу именно этим диссонирующим аккордом. И хотя в наше время завершение произведения диссонирующим аккордом не редкость, во времена Чайковского и в его музыке конкретно подобного рода прием – вещь из ряда вон выходящая. Конечно, это объясняется исключительно желанием имитировать звучание гармоники – народного инструмента, а в народной музыке, как мы отмечали уже при характеристике предыдущей пьесы цикла, действуют иные, нежели в классической, законы. Именно этим можно объяснить смелое решительное семикратное утверждение этого аккорда в самом, что ни на есть чистом его виде в конце пьесы.

            Вся пьеса охватывает всего 22 с половиной такта.4 Аккорд, о котором мы так подробно  рассказали, присутствует в каждом (!) из этих тактов.

            Имитация звучания гармони еще и в том, что поскольку мелодические и гармонические возможности этого инструмента весьма ограничены, развитие может  происходить главным образом за счет варьирования какого-нибудь простого музыкального оборота. Так и строит свою пьесу П. Чайковский: простейшая музыкальная фраза один раз варьируется, причем элементарно – лишь ритмически.

            Эта простая, если не сказать элементарная пьеса вряд ли может быть поводом для «артистического номера», то есть исполняться в концерте как самостоятельно произведение. Ее смысл – быть маленькой интермедией, жанровой сценкой. Это обстоятельство делает еще более убедительной предположение, что три пьесы – эта и две, которые ее окружают, составляют небольшой триптих внутри «Детского альбома».

Примечания

1 Приемы звукоподражания русским народным инструментам нередко встречаются в фортепианных  сочинениях  Чайковского, например в «Масленице» из цикла «Времена года», «Русской пляске», ор. 40, в «Приглашении к трепаку», ор. 72 и других  произведениях.

2 Гармоника или гармонь (в народе – уменьшительно-ласкательное гармошка) русский народный инструмент. Кажется, он  испокон  веку бытовал  в России. Между тем, гармонь была изобретена только  в 1822 году и не в России, а в Германии немецким мастером К. Ф. Л. Бушманом. Другой мастер – К. Демиан из  Вены – снабдил  (в 1829 году) гармонь набором готовых аккордов, каждый из которых извлекался нажатием левой рукой какой-либо одной клавиши. В России гармонь в XIX веке получила очень широкое распространение, был большое число ее разновидностей – тульская, саратовская, бологоевская, касимовская, венская и другие. Незадолго до создания «Детского альбома»  мастером Н. И. Белобородовым стала изобретена хроматическая гармонь (1871).

3 Доминантсептаккорд принадлежит к числу простейших созвучий. Он строится на V ступени мажорной гаммы, которая называется доминантой, отсюда такое его называние. Получить представление о его  структуре можно, если последовательно строить снизу вверх от нее терции: от ноты до (тоники до  мажора) отсчитайте вверх пятую белую клавишу, это будет звук соль – основа искомого аккорда, затем нажмите вверх через одну белую клавишу три клавиши (си, ре фа); взятые вмести все четыре они дадут аккорд, о котором идет речь. Поскольку V ступень, на которой он встречается, называется доминантой, то и аккорд определяется как доминантсептаккорд. В классической гармонии он всегда требует разрешения (перевода в консонанс).

4 В структуре пьесы мы обнаруживаем такой же отход от правил классической музыкальной формы, как и в гармонии: пьеса начинается с так называемого затакта (неполного такта). Обычно в таких случаях, произведения заканчиваются также неполным тактом, и в сумме два этих  неполных такта дают один  полный. В данной пьесе, однако, П. Чайковский пишет последний такт полным (в 2/4), уходя от уравновешенности классической формы. В письме П. Чайковского к Л. Толстому, которое приведено в комментарии к предыдущей пьесе, композитор специально указывает, что для русской музыки не характерна строгая ритмическая размеренность.

            © Александр МАЙКАПАР