ЗАЛ 19.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVIXVII вв.

 

В XVXVI вв. одновременно с образованием единого Российского государства развивался процесс обретения автокефалии (независимости) Русской православной церкви. Юридическое оформление автокефалии завершилось в конце XVI в. учреждением в России патриаршества. Первым патриархом Московским и всея Руси в январе 1589 г. был поставлен рязанский митрополит Иов.

В середине XVI в. церковь реформирует многие стороны свое внутренней жизни. Решения Стоглавого Собора 1551 г. унифицировали церковные обряды и стали основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия на протяжении полутора столетий.

С падением Константинополя в 1453 г. Великое княжество Московское осталось единственным крупным независимым православным государством в мире. Церковно-философская мысль начала XVI в. рождает теорию о России как единственной наследнице Рима и Византии, формируя идеологию самодержавного государства и подчеркивая особое место в нем церкви. В XVII в. Россия виделась собирательницей разрозненных и плененных «неверными» православных земель, что было бы невозможно без согласования обрядов и книг с нормами других православных церквей, без унификации обрядовой практики и исправления церковно-богослужебных книг. В 1653 г. патриарх Московский и всея Руси Никон (1652 - 1666) приступил к реформе богослужения по греческому образцу. Реформа положила начало расколу Русской православной церкви.

В XVIXVII вв. выросло могущество Русской православной церкви и прежде всего монастырей. Концентрация в них материальных средств быстро и ярко проявила культурно-образовательную функцию монастырей, в которых находились центры книгописания, иконописные школы и мастерские. Одновременно церковь осуществляла миссионерскую деятельность в ходе колонизации восточных районов, обращая в православие народы Поволжья и Сибири и расширяя свои епархии.

История Русской православной церкви XVI XVII вв. неотделима от истории Российского государства.