Неизвестный французский художник ХVIII века. Триумф Галатеи. XVIII

Эта картина, исполнена в стиле Рококо, сформировавшемся в искусстве Франции к середине ХVIII века. Это единственный из исторических стилей, законы которого определились не архитектурой, а устройством быта, убранством жилого интерьера. В эту эпоху французское аристократическое общество устало от официальных форм придворного этикета в царствование Людовика ХIV. Теперь величественным залам стали предпочитать уютные салоны, собирающие лишь избранный круг. Естественно, что изменились и задачи художников, украшавших интерьеры. Небольшие размеры картин устраивали больше, нежели крупные. Живопись должна была не столько наставлять, как это было в предшествовавшем веке, но, прежде всего, развлекать. Этим требованиям отвечает наша картина "Триумф Галатеи".

Автором её, или, может быть, заказчиком выбран поэтический сюжет, рассказанный греческим поэтом Феокритом и римским - Овидием. Он посвящён морской нимфе Галатее. Историей Галатеи увлёкся в ХVI веке сам Рафаэль, написавший на этот сюжет прекрасную картину. Она служила образцом для последующих художников.

Галатея считалась самой красивой среди сестёр, нереид. Она олицетворяла спокойное блестящее море. Красота Галатеи пробудила сильную страсть в сердце ужасного циклопа Полифема: "О, Галатея, - восклицал он, - ты белее прекрасной лилии, свежее коры ольховой, более блестяща, чем горный хрусталь, приятнее лучей солнца зимой и тени летом". Его признания не трогают сердца Галатеи. Она нежится в лучах своей славы. Верхом на дельфине в царственной позе плывёт она к берегу, обнимает встречающих её сестёр. Дельфин с забавно выпученными глазами подплывает прямо к тому месту, где на берегу сидит величественный морской старец Нерей, отец Галатеи и её сестёр. Рядом с ним - два младенца, видимо, младшие сестры Галатеи. В свите нереиды - различные морские существа. Справа - Тритон, получеловек - полурыба. Нижняя часть его тела покрыта крупной чешуёй. Он дует в рог, торжественно возвещая о прибытии Галатеи. Как парус на ветру развевается над нимфой огромный шарф. В Древнем Риме он символизировал дух Воздуха. Не разделяет общей радости только Полифем. Его фигура в глубине, на уступе горы кажется особенно грустной и одинокой. Бедный циклоп перестал пасти свои многочисленные стада и покинутые животные должны теперь возвращаться одни в пещеру, жилище Полифема. А он взобрался на высокую скалу и, взяв флейту, старается в её звуках излить своё горе: "О, прекрасная Галатея, зачем ты убегаешь от меня? Когда ты на меня смотришь, ты белее молока, нежнее ягнёнка, но когда ты отворачиваешь от меня твои прекрасные глаза, о, тогда ты становишься кислее незрелого винограда". Тёмная фигура циклопа почти сливается с цветом горы. Это второй план картины. А на первом - полное жизни и движения действие, посвященное прославлению молодости и красоты.

Справочная информация

Триумф - чествование победителя, устраиваемое римским сенатом.. В искусстве Ренессанса, Барокко и Рококо зто распространённый сюжет для живописи. Триумф на нашей картине имеет, конечно, аллегорическое значение, как поэтическая форма, выражающая праздничную сторону древнего мифа, который на самом деле заканчивается весьма драматически: Полифем, увидевший с высокой скалы Галатею в объятиях любимого ею Ациса, поднимает огромный камень и швыряет его в прекрасного юношу. На месте гибели Ациса забил источник.

Стиль - (греч. stylos - палочка для письма по восковой дощечке) Уже в античности стало обозначать литературный слог, индивидуальную манеру. Стиль - одно из основных понятий истории искусств. Это целостная художественная система, обнимающая различные виды искусства в единстве всех компонентов содержания и формы. Ведущая роль в формировании стиля принадлежит архитектуре, с которой связана живопись, скульптура, внутреннее убранство. Каждый стиль( романский, готический, ренессанс, Барокко, рококо) творится целыми эпохами и народами.

Рококо- (франц.rococo-вычурный, причудливый), стиль Людовика ХХV. Происхождение названия связано с понятием рокайль, которое можно трактовать как раковина. Причудливая форма морской раковины стала основным декоративным мотивом рококо, возникшего, как стиль "мелочей прелестных и воздушных" (М.Кузьмин) аристократических гостиных и дамских будуаров. Стиль, выработанный в искусстве Франции I половины ХVIII века, вышел за пределы Франции, к нему периодически возвращалась европейская мода ХIХ и ХХ веков.

Аллегория - (от греч. Allegoria) - говорить иначе, иносказание) художественный образ, в котором наиболее общие, отвлечённые идеи (:добро, вера, справедливость), которые нельзя изобразить непосредственно, показываются иносказательно, через понятные сюжеты, вещи, действия.

Нимфы - в греческой мифологии юные и красивые женские духи, которые, как считалось, населяют природу. Например, нереиды - морские нимфы, дочери морского старца Нерея были нимфами Эгейского моря.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева