Б.М.КУСТОДИЕВ. Ночное. Костер. 1916

Пейзажи Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) очень узнаваемы, они обладают особой авторской неповторимостью. Свои первые работы художник исполнял в реалистической манере, он был помощником Репина в создании огромного полотна "Заседание Государственного совета". Затем, войдя с кругом художников "Мира искусства", Кустодиев выработал свой стиль письма, который близок к понятию стилизация. Но в отличие от мирискусников Кустодиев стилизовал современную ему действительность, придавая изображению изящество графических форм и лубочную красочность. Сам автор отдавал предпочтение условной манере живописи: "Если меня что привлекает, так это декоративность. Композиция и картина, написанная не натурально и грубо вещественно, а условно - красива". В его произведениях Россия запечатлена с особой любовью, осмыслен и выражен с необычными интонациями ее образ жизни и быт. Мир в пейзажах Кустодиева выглядит ярко расцвеченным, в одном из писем он пишет: "Какой сегодня чудный, совсем летний день! Волхов синий, даже лиловый местами, сине-зеленое небо с облаками и золотая листва по берегу, с красным". Все богатство красок, которое так восхищало живописца, он всегда стремился воплотить в своих пейзажах, обращаясь, чаще всего, к провинциальным российским городкам с их неторопливым ритмом жизни.

Живя преимущественно в Петербурге и Москве, Борис Михайлович постоянно приезжал в живописные уголки русской провинции. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги - Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород. Здесь появлялись его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, "ярмарки", "масленицы", "деревенские праздники", которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив - с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. "Провинциальные" композиции Кустодиева имеют зыбкие границы между жанрами, в его творчестве не так часто встречается чистый пейзаж, он населен людьми, оживлен, насыщен движением. Художника считают родоначальником нового пейзажа-сценки с подробностями и деталями, тяготеющего к бытовому жанру.

Картина "Ночное. Костер" представляет собой довольно редкую страницу в творчестве художника, где пейзаж доминирует над жанровыми мотивами. Работа отличается тихой романтичной интонацией, в ней нет громких голосов и пестроты ярких одежд празднующей толпы. Напротив, пейзаж напоен тишиной предрассветного часа, которую нарушают лишь потрескивание дров в костре и негромкие звуки, издаваемые пасущимися лошадьми. Здесь Кустодиев использует свой излюбленный "брейгелевский" композиционный прием двупланового построения - подробно выписанный и наполненный фигурами первый план и более общий план второй.

Вся картина построена на вариациях холодного зеленого цвета, исключение составляет яркое желто-орнажевое пятно горящего костра и палевых оттенков светящееся небо на востоке. Полупрозрачные небеса, их отражение в ночной реке, силуэты лошадей, пламя костра - все рождает романтическую атмосферу деревенского детства, когда летними ночами подростки водили коней на выпас и сидели возле костра, слушая страшные рассказы. Вспоминается рассказ Тургенева "Бежин луг", действие которого разворачивается во время ночного.

Писатель Н. Водневский так описывал свои детские впечатления: "Водить лошадей в ночное - незабываемая страничка моего детства. Мне довелось до начала коллективизации пасти лошадей в ночном, на отдаленных от деревни местах, печь на кострах картошку и, посыпав солью, наслаждаться ее дымным ароматом. Но самым интересным было - рассказы старших. Так мы познавали мир. В ночное мы водили лошадей с вечера, разжигали костер, заготовляли дрова на всю ночь, и он горел у нас до рассвета, и до рассвета мы, деревенские пацаны, слушали небылицы и сказки тех, кто больше нас пожил на свете. А невдалеке фыркали спутанные лошади, старательно поглощая сочную, росную траву. И только перед рассветом, прикрывшись армячком мы, младшие, засыпали сладким сном на короткое время".

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева