М.А. ВРУБЕЛЬ. Принцесса Греза

М.А. Врубель начал свой творческий путь как монументалист. Он участвовал в восстановлении росписи и создании новых композиций для Кирилловской церкви и эскизов росписи для Владимирского собора в Киеве, где жил с 1884 по 1889 год. Вернувшись в Москву, он сблизился с Абрамцевским кружком художников, сложившимся в имении известного мецената С.И.Мамонтова – Абрамцеве.

Мамонтов, по согласованию с министром финансов С.Ю. Витте, заказал Врубелю два декоративных панно для украшения павильона на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Врубель выбирает сказочные сюжеты: «Микула Селянинович» на тему русской былины и «Принцесса Греза» по одноименной драме французского писателя Э. Ростана.

«Принцесса Греза» – огромное панно сложного формата с полукруглым завершением. Организовать композицию в таком формате – задача не простая. Художник обыгрывает конфигурацию холста расположением фигур – склоненная в стремительном движении женская фигура слева и ритмически выстроенные мужские фигуры справа. В тоже время такая постановка фигур собирает композицию к центру – принцессе Греза, которая, перебирая струны, извлекает волшебную музыку.

Стилистика этого панно несколько отлична от почерка Врубеля в его станковых картинах. Он работает крупной формой, максимально уплощая пространство, что необходимо для настенного панно, как и любой настенной живописи, будь то фреска или мозаика.

«Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» в незаконченном варианте были отвергнуты жюри Императорской Академии художеств, что возмутило С.И. Мамонтова. Мамонтов приобрел оба панно и предложил закончить работу художникам В.Д. Поленову и К.А. Коровину, которые работали под наблюдением Врубеля. Для этих произведений был выстроен специальный павильон на выставке в Нижнем Новгороде, где Мамонтов их экспонировал.

Панно «Принцесса Греза» было повторено в технике майолики для гостиницы «Метрополь» в Москве и выполнено в гончарной мастерской С.И. Мамонтова.

Интересна судьба панно «Принцесса Греза». В 1917 году оно оказалось в Оперном театре С.И. Зимина, где, видимо, использовалось как элемент декорации. В 1929 году оно было передано в Большой театр в Москве, где долгие годы лежало свернутым в рулон. И только в 1956 году сотрудники Большого театра, разворачивая рулон, увидели подпись Врубеля. Об этой находке сообщили в Третьяковскую галерею. Панно передали в музей. Во время реконструкции Галереи было решено сделать специальный зал Врубеля с расчетом на «Принцессу Греза». Полотно находилось в руинированном состоянии, и реставраторы Третьяковской галереи трудились над его восстановлением в течение нескольких лет.