Итоговый проект: Дерево

Цель:

Задание направлено на различение ощущений, сравнение объектов по разным признакам.

Примерное время проведения:

45 минут.

Материалы и оборудование:

Лист ватмана на группу детей, материалы по определенному дереву: кусочки коры, веточки, листья, цветная бумага по цвету осенних листьев этого дерева, стихотворение об этом дереве (по числу детей), скотч, ножницы, клей.

Ход работы:

Ученики работают в группах. Они под руководством взрослого представляют одно из деревьев, с которыми уже познакомились. Они размещают на плакате материалы (веточки, кору, отпечатки коры, листья, полученные ими оттиски листьев этого дерева).

На плакате взрослый помогает им красиво написать название дерева. В это время взрослый рассказывает детям о дереве (долго ли оно растет, где оно растет, кто на нем живет и пр.)
Взрослый прочитывает детям стихотворение про «их дерево» и дает текст этого стихотворения для выучивания наизусть домой.

Дети имитируют форму соответствующего дерева движениями: как дерево шумит на ветру, как оно тянется вверх, к свету:

диаграмма

Показывают, как растет это дерево под рассказ взрослого.

Ученики еще раз описывают свойства листьев этого дерева. Определяют, хвойное оно или лиственное. Приводят примеры других лиственных (хвойных) деревьев.

Взрослый предлагает детям рассмотреть кору и веточки этого дерева. Он обращает внимание на то, что дети не только смотрят на кору и веточки, но и должны их ощупать, понюхать. Ученики рассказывают о разных органах чувств (глаза, уши, нос, пальцы — кожа, язык). Они описывают, что и как они чувствуют (видят, осязают — тепло, поверхность, боль, обоняют — запах, слышат).

Ученики рассказывают друг другу и взрослому, какая у этого дерева кора, как она передает характер дерева, его свойства. Взрослый обращает внимание детей на то, что при наблюдении нужно использовать все органы чувств (это можно превратить в игру, где карточки с изображением органов чувств играют роль команды для детей: нюхать, слушать и пр.)
Что мы видим? Цвет, форму, размер.
Что мы слышим? Звук падающего листа, скрип коры, стук веточки.
Что мы осязаем? Поверхность листа и коры, веточки (гладкая, узловатая и пр.), теплая или холодная.
Что мы обоняем (нюхаем)? Запах сухих листьев, запах смолы сосновой и еловой, запах березового сока и кленового сока (сладкий), запах хвойного леса.
Что мы чувствуем на вкус? Сладость сока березы или клена.

Это задание может быть превращено в первый полноценный проект (работа в течение 1 учебного дня), если пригласить несколько родителей для поддержки работы в группах, и включить в него следующие задания:
1) оригами по складыванию макетов деревьев:
ель Дерево (53)
клен, дуб, вяз — Кимоно-1 (вверх ногами) (75)
береза, осина — стакан (209) — вверх ногами с вставлением свернутой палочки,

2) занятие «Пятна»
Занятие проводится в кабинете ИЗО по теме «пятна» (см. программу Ю.А. Полуянова).
Дети вырезают из бумаги пятна, по форме похожие на листья разных деревьев. Они наклеивают их на плакат своей группы (по форме похожие на листья того дерева, с которым они работали) и отдают свои вырезанные пятна других форм в другие группы.

3) задание «Коллекция-выставка», см.

4) просмотр презентации — деревья (определительные листы).

5) соревнование на называние признаков листьев — какие они (цвет, форма, размер, край, ширина листовой пластинки, длина черешка, как сидят на ветке). Различение хвойных и лиственных деревьев.