А.В.Шевченко. Батум. 1929

Картина "Батум" Александра Васильевича Шевченко замечательного художника, яркого представителя русского авангарда относится к батумской серии, созданной в 1929 году в ходе поездки Александра Шевченко по заданию Народного Комиссариата по Просвещению. Как свидетельствует Удостоверение из семейного архива художника, "на основании постановления Совнаркома … о поездке художников в индустриальные районы, совхозы и колхозы, он командируется в Батум - Керосиновый завод, нефтепровод в порту - … для исполнения художественных работ, отображающих индустриальное и сельскохозяйственное строительство…". Выполняя это художественно-производственное задание, художник ни в коем случае не наносит ущерба своей творческой индивидуальности.

Сюжет картины "Батум" конкретен и соответствует теме заказа. Изображен морской порт, где среди бочек голубого цвета, скорее всего с рыбой, огромных коробок-ящиков и грузовиков проходят трудовые будни приморских рабочих. Над всей этой повседневностью торжественно и значимо возвышаются голые мачты парусного судна, огромная черная дымящая труба парохода и, похожий на фантастического робота-паука, подъемный кран. Тема труда и индустриализации раскрыта. Но нет пафоса, патетики трудового героизма самоотверженных граждан социалистической страны, что было одним из приоритетных направлений официального искусства той поры. Работа Шевченко относится скорее не к пропагандистским, восторженным, "воспевающим" полотнам, а к его поэтическим городским пейзажам, похожим на сцены из провинциальной жизни. Стилистика и техника изображения, трактовка образов остаются чисто шевченковскими - с цветовым "сезанновским" построением пространства и объемов, с легкой кубизацией форм, примитивистски решенными фигурами, удивительно тонкой живописью и гармонично уравновешенной композицией.

"Батум" с первого взгляда кажется "индустриальным пейзажем", но при более внимательном рассматривании, появляется другое определение - пейзаж-состояние. Состояние солнечного и жаркого летнего дня, когда хочется окунуться в воду или спрятаться в тени и не двигаться. Но надо работать, и люди трудятся и заставляют работать свою технику, свои машины. Несмотря на все усилия, их движения замедленны, расслабленны, они с трудом борются с ленью, спустившейся на город вместе с солнечным теплом. Не прибавляет бодрости даже внутренне динамичный и мощный силуэтподъемного крана. Он застыл, побежденный жарой и ленью. Автор создает замечательный образ сонного южного города.

1929 год был важным рубежом для А.В.Шевченко, когда в его творчестве зарождалась новая система изображения, которую можно назвать "новым реализмом", основанным на синтезе достижений авангарда и классических традиций. Подобно старым мастерам он создает ощущение "присутствия" в картине, реальности пространства. Художники авангарда ушли от этого к плоскостности и декоративности.

Живопись А.В.Шевченко концентрирует в себе разнообразные тенденции русского искусства 1910-1940-х годов. Поэтому среди его работ есть и плоскостно-декоративные, построенные на формальных принципах кубизма, футуризма и лучизма. Но в своих пейзажах и конкретно в "Батуме" художник отходит от этих принципов. Исследователи отмечают, что вместо дробности и динамичности форм, он "стремится к пластической цельности, объемности, покою и уравновешенности во всем: в композиции, ритме, цвете. Он отказывается от произвольных масштабных соотношений фигур, во имя их соразмерности друг с другом и с пространством". Будучи противником крайней деформации и преувеличенной экспрессии, свойственных многим современным Шевченко художникам, он остается в рамках правдоподобия. Но верность "вещному миру" не мешает художнику увидеть его по-новому, как говорил сам А.В.Шевченко "путем не литературным, или научно-филосовским, а чисто созерцательным". Об этом свидетельствуют кубистическая пластика форм, условность, обобщенность в изображении предметов и фигур, свойственная примитивистам, изысканная, сложная цветовая палитра, в которой чувствуются сезанновские корни. Автора картины "Батум" интересует не столько событийная, сколько визуальная информация. И в этом отношении - это просто "картинка" из жизни приморского портового города. Но с точки зрения живописи - это настоящая картина, достойный пример станкового искусства, в защиту которого активно выступал А.В.Шевченко.

Комментарии

"Бубновый валет" (1910 - 1916) - объединение московских художников, обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества Сезанна П., фовизма, кубизма, а также к приемам русской иконописи, лубка и народной игрушки. Ядро этой группы составляли художники Кончаловский П.П., Куприн А.В., Лентулов А.В., Машков И.И., Фальк Р.Р. Они решали проблемы построения формы цветом, выявления материальности натуры.

Кубизм (французского сubism, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ века. Развивалось во Франции (Пикассо П., Брак Ж. и др.) и в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе Сезанна П. и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907 - 1909) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на "аналитической" стадии (1910 - 1912) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утонченно-музыкальными ритмами; "синтетический" кубизм (1912 - 1914), сочетая элементы и используя достижения предыдущих этапов, тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.

Фовизм (от французсского fauve - дикий), течение во французской живописи (1905 - 1907). Фовистов (Матисс А., Марке А., Вламинк М. и др.) объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма.

Футуризм (от латинского futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 1920-х годов, преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", футуристы (кубофутуристы, эгофутуристы) декларировали отрицание традиционной культуры, наследия "прошлого", культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Наиболее крупными художниками-футуристами были - У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северени. В России футуризм на первых порах проявился в живописи (братья Д. и Н.Бурлюки, М.Ларионов, Н.Гончарова, А.Экстер, Н.Кульбин и др.), а только потом - в литературе (В.Хлебников, В.Маяковский, А.Кручёных, И.Северянин). Слово "футуризм" до 1911 по отношению к явлениям русского искусства не употреблялось.

"Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете "Фигаро" появился написанный итальянским поэтом и романистом Т.Ф.Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Через несколько лет русский поэт-футурист В.Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: "Я над всем, что сделано, ставлю " nihil""." (Л.Поликовская) На мировоззрение футуристов оказали влияние идеи Ницше, философия Бергсона, бунтарские лозунги анархистов.

Авангард (от французских слов avant - впереди, "передовой" и garde - стража) или авангардизм, условное наименование художественных движений ХХ века, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

Казакова Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева