С.Ф. ЩЕДРИН. ПЕЙЗАЖ В ОКРЕСТНОСТЯХ ПЕТЕРБУРГА

«Пейзаж в окрестностях Петербурга» – типичная пастораль, сцена из сельской жизни, олицетворяющая чистую, безмятежную жизнь крестьян на лоне природы. Написанный в духе идеалов сентиментализма, пейзаж воплощает представление своей эпохи о прекрасном, совершенном мире. Такие пейзажи писались по специальным программам, разработанным Императорской Академией художеств. «Картина ландшафтного художника должна представлять лучшее летнее время, – писал И. Урванов в «Кратком руководстве к познанию рисования и живописи…». – Воздух должен быть всех вещей земных легче, облака должны иметь хорошее образование, деревья стоять в красивом положении и местами по нескольку совокупно… землю украшать каскадами и камышками, около которых бы вода, играя, протекала, а горы должно представлять так, чтобы оне, составляя цепь, в даль простирались и терялись от зрения».

Действительно, в идиллической картине царит вечное лето. Деревья неизменно зелены, листва их пушиста, ветви раскидисты. К горизонту уходят тающие вдали холмы и горы. Над этим райским уголком раскинулось голубое небо с плывущими по нему белыми облаками, отражающееся в спокойных водах реки.

По академической программе надо было «представить деревянную избу, близ которой на поле пасется небольшое стадо овец». Пастух со стадом показан «остановившимся у речки на лугу для отдохновения». Стадо на таких картинах обязательно должно было быть «исправно и лучшаго рода». Рядом с хижинами молодые поселяне водят хоровод, другие – стоя и сидя у своих жилищ, предаются «щастливой праздности». «Народ, который поет и пляшет, зла не думает», – утверждала Екатерина II. Крестьянка в национальном костюме изображена прямо у переднего края картины. Она одета в праздничный сарафан и кокошник. Это счастливая поселянка, молодая мать с ребенком, олицетворение сельской простоты и красоты.