П.А. Федотов. Портрет Н.П. Жданович за фортепьяно. 1849

Самое значительное портретное произведение Федотова. Художник, как обычно, сливает портретную и жанровую задачу. Он детально воссоздает среду, в которой пребывает модель, вводит действие – игру на фортепиано. Но он, как будто, прерывает эту игру, поворачивая голову и взгляд девушки в сторону зрителя, отвлекая модель от занятия. Девушка предстает перед нами во всей сложности своего душевного бытия, в период пробуждения чувств, целеустремленного движения к будущему. Взгляд ее выражает сложные душевные переплетения. В нем есть одновременно и доверительность, и настороженность, желание впустить стороннего наблюдателя в мир своих чувств и вместе с тем отгородиться от него. Он свидетельствует о том, что сама душа юной Жданович еще в становлении, в процессе формирования.

Силуэт фигуры, изображенной в профиль, «выложен» гибкой, натянутой линией, получающей отзвук и в контуре кресла, и в абрисе рук, и в своеобразном живописном ореоле, выявленном как бы светящимися желтыми оттенками фона. Живописная гамма портрета построена на мягких переходах и соотношениях желтых, белых, голубых и коричневых, неким контрастом к которым служит пятно темных волос девушки.