Аристотель (384–322 до н.э.)

Аристотель Древнегреческий ученый, философ и педагог. Родился в городе Стагире в 384 г. до н.э. Рано осиротел, в 18 лет отправился в Афины, где стал учеником знаменитого философа Платона и последователем его учения. Посвятил себя преподавательской и научной деятельности. В 343 г. до н.э Аристотель стал воспитателем наследника македонского престола Александра – в будущем знаменитого царя и полководца Александра Македонского. В 363 году до н.э. его воспитанник Александр взошел на престол, а Аристотель вернулся в Грецию, где недалеко от Афин основал новую школу – Ликей, или перипатетическую школу. Там Аристотель вместе с учениками и помощниками занимался научными исследованиями, которые послужили фундаментом многих наук. После внезапной смерти Александра Македонского в 323 году до н.э. Аристотель оказался под угрозой преследований. Он покинул Афины и уехал в Халкиду (о. Эвбея), где умер в 322 году до н.э. в результате болезни.

Аристотель охватил почти все доступные для его времени области знания. Он оставил после себя сочинения по философии (так называемые диалоги, «Метафизика»), естественным наукам (например, «Физика», «О Небе», «История животных»), по логике, этике, политике, поэзии, риторике.

Аристотель является автором знаменитой теории о четырех первоэлементах. Согласно этой теории, Вселенная состоит из четырех первоэлементов: Земли, Воды, Воздуха и Огня. По мнению Аристотеля, каждый из этих первоэлементов обладает двумя из четырех основных свойств, присущих всем вещам:

Аристотель считал, что все вещества состоят из этих четырех первоэлементов в различных комбинациях, и различия между предметами и материалами объясняются разницей в пропорциях, в которых эти первоэлементы сочетаются в них. Если одно из свойств первоэлемента нарушить, он превращается в другой первоэлемент. Теория Аристотеля предполагает, что возможны следующие превращения первоэлементов: Огонь – Земля, Земля – Вода, Вода – Воздух, Воздух – Огонь. Эта идея была путеводной звездой для алхимиков, которые пытались получить золото из других веществ.