М. А. Балакирев

Восточная фантазия «Исламей»

 

         Восточная фантазия «Исламей» (1869) - самое знаменитое произведение Балакирева для фортепиано. Название сочинению дала кабардинская народная пляска (род лезгинки).

         Композиторы «Могучей кучки» или «Балакиревского кружка» очень любили использовать в своем творчестве восточные темы. Появилось даже целое понятие «русского востока», (то есть восточные темы с высоты «русской колокольни»). Балакирев, в частности, обращался не только к русскому фольклору (симфоническая поэма «Русь», «Увертюра на темы трех русских песен» и другое), а так же и к культуре народов Кавказа (симфоническая поэма «Тамара», «Грузинская песня» и другие).

         «Исламей» - фантазия на две подлинные темы (кабардинскую и татарскую). Первая тема - дикая мужская пляска; излагаемая одноголосно, она подражает народным щипковым инструментам. Вторая тема - томная, певучая, «женственная». Сходный тематический контраст ранее встречался у Глинки (танцы в садах Наины и Черномора из оперы «Руслан и Людмила»); позднее — у Бородина (в «Половецких плясках» из оперы «Князь Игорь»).  Именно «восточные» темы Балакирева повлияли на подобные образы в музыке Бородина и Римского-Корсакова.

         Фантазия как форма уже встречалась у Глинки в «Камаринской», но Балакирев выстроил произведение не как двойные вариации, а как сонату с двумя вариационными циклами. Мастерство варьирования материала и неистощимая виртуозность удивляет даже самого искушенного  и придирчивого знатока среди слушателей. «Исламей» - одно из самых виртуозных произведений для пианистов, и в свое время оно явилось ярким событием  в концертной жизни России и истории фортепианного искусства.

Инна АСТАХОВА