В.Э. Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898

Летний день. В тени сада, у изящного столика, на котором лежат свежие розы, и в мраморе столешницы отражается небо с бегущими по нему облаками, сидит юная девушка. Это младшая сестра художника – четырнадцатилетняя Елена. На ней старинный наряд, платье по моде сороковых годов девятнадцатого столетия. Девушка занимает центральное место в картине. Себя Борисов-Мусатов изображает сбоку, его фигура, срезанная краем холста, словно не вмещается и уходит за пределы картины. Такой прием создает впечатление жизненной убедительности, будто случайно увиденной сцены, хотя композиция строго продумана и уравновешена. По своей оригинальности она не имеет аналогий в жанре русского портрета.

Предметы первого плана написаны весьма материально, в то время как деревья в глубине холста переданы очень обобщенно. Они как будто некая замыкающая пространство стена, отделяющая людей в этом тихом уголке сада от остального, чуждого им мира, а состояние отрешенности в лицах героев еще более усиливает это впечатление отчужденности.

Этот двойной портрет – выражение общей концепции творчества Борисова-Мусатова, которую он высказал в следующих словах: «Когда меня пугает жизнь, я ухожу в искусство, и кажется мне, что я на необитаемом острове и никакой действительности не существует».