Уроки 6–7. Проект «Мой Интернет»

Цель данного проекта – приобретение ребятами начальных навыков работы в Сети. В рамках этого проекта мы предлагаем вам два мини-проекта. Мини-проект № 1 является в этом проекте основным (и обязательным), поскольку навыки, приобретаемые в нем используются в других компьютерных проектах. Мини-проект № 2 вы можете использовать по своему усмотрению.

Мини-проект № 1. Поиск информации при помощи справочно-поискового сервера

В начале этого проекта стоит немного поговорить с ребятами о том, какие возможности предоставляет нам работа в Сети. В частности, при помощи Интернет мы можем получать необходимую информацию не выходя из дома (и даже не вставая из-за стола) – мы можем найти ответы на свои вопросы, узнать последние новости, произошедшие в стране или в городе, найди нужные фото, картинки, карты и т. д. Этот мини-проект будет посвящен поиску информации в Сети.

Для начала попросите ребят открыть (двойным щелчком) программу-браузер, которую вы планируете использовать в этом проекте (например, Internet Explorer). После этого в строке поиска попросите ребят написать адрес русскоязычного поискового сервера, который вы выбрали для работы в этом мини-проекте (например, школьный портал http://portalschool.ru/).

После этого откроется главная страница сайта. Дайте ребятам сориентироваться на ней и все посмотреть. Пусть откроют разные ссылки и посмотрят, куда они ведут. На странице школьного портала дети должны найти кнопку “ПОИСК”. Только после этого можно предлагать ребятам задания (конечно, самые простые). Вот несколько примеров таких заданий.

Задание 1. Назовите ребятам несколько заведомо незнакомых им слов и попросите найти, что они означают.
Для этого задания удобно выбирать названия редких растений или животных, научные термины, слова из специальных отраслей знаний, устаревшие слова. В строке поиска дети печатают ключевое слово (или слова). После этого открывается, как правило, довольно большой список ссылок. Далеко не все из них оказываются полезны для выполнения задачи. На этом этапе детям понадобится ваша помощь, некоторые дети могут просто растеряться от такого обилия информации.

После того как ребенок нашел нужное определение, он должен записать его на бумажку или скопировать в отдельный файл и затем показать вам.

Задание 2. Назовите ребятам несколько заведомо незнакомых им предметов, животных или растений и попросите выяснить, как они выглядят.
При выполнении этого задания ребятам понадобится ссылка «Картинки». В строке поиска ребята опять печатают ключевое слово и начинают поиск среди картинок. Среди всех картинок ребенок должен выбрать наиболее наглядную и подходящую. Хорошо если он по картинке может определить, что это за предмет, хотя бы в общих чертах.

Задание 3. Найти наиболее автобиографическую информацию о некотором известном человеке.
В качестве героев можно использовать известных спортсменов, политиков, ученых, актеров и т. д.
После того как ребята выполнили ваши задания, они могут реализовать собственные идеи – найти интересную для них информацию, нужную картинку и т.д.

Задание 4. Определение названия птицы.
Как вы помните, одним из заданий проекта «Птицы вокруг нас» является определение название птицы, которая заносится в базу. Выяснить название птицы можно по-разному, в том числе, с помощью различных бумажных справочников и энциклопедий. Однако, есть смысл использовать Интернет и интегрировать проект «Птицы вокруг нас» и «Мой Интернет».

Если вы решили выполнить такое задание в рамках этого проекта, попросите каждого учащегося на этот урок принести фото одной птицы из его коллекции, название которой он не знает. Теперь попросите ребят в строке поиска напечатать ключевые слова «определитель птиц». После этого программа выдаст все ссылки на определители птиц, которыми можно воспользоваться для выполнения нашей задачи. Вот примеры нескольких подходящих ссылок: http://cobr.kts.ru/projs/eko/ornitol/index.html
http://zoometod.narod.ru/vtor/vtorov_oglav.html
http://www.whatbird.ru/">http://www.whatbird.ru

Как вы понимаете, работа может оказаться для ребят достаточно сложной, поскольку список ссылок может быть довольно большим. Прежде чем предлагать эту работу детям, проведите ее сами и выберите тот определитель, который на ваш взгляд наилучшим образом подходит вашим ребятам. Возможно, вы сочтете более удачным сразу дать ребятам соответствующую ссылку. Действительно, необходимо еще учесть, что детям придется разбираться в самом определителе и работать с ним. В результате данное задание может занять у детей довольно много времени.

Мини-проект № 2. Поиск сайта в Интернете

Данный проект состоит в том, что ребята вначале с помощью справочно-поисковой системы ищут некоторый сайт, а затем осваивают правила навигации в рамках этого сайта и ищут некоторую информацию по заданной теме.
Для начала выберите нужный сайт. Лучше выбрать такой сайт, для которого легко придумать ключевые слова для поиска. Например, вы предложили ребятам найти сайт Института новых технологий. Дети открывают выбранный вами браузер, затем открывают справочно-поисковую систему. Наконец набирают в строке поиска «Институт новых технологий». Как обычно, программа откроет после этого список ссылок, щелкнув по одной из которых ребята попадут на сайт ИНТа (http://www.int-edu.ru/).

Теперь дайте ребятам время сориентироваться на сайте, открыть различные ссылки и посмотреть всевозможные разделы. Когда дети немного разберутся со структурой сайта, дайте им какое-нибудь конкретное задание. Например, попросите найти курс информатики для начальной школы или рекламу учебника «Информатика 4». Потом можно дать ребятам возможность посмотреть и другие курсы для начальной школы, а также 5 класса. Потом можно обсудить в ребятами, кого что заинтересовало.