ДИОНИСИЙ

( ок. 1440 – нач. XVI в.)

       Дионисий – прославленный русский художник конца XV – начала XVI века, работавший в Москве и Подмосковье, а также на Севере. В отличие от Рублева, не был иноком (монахом), жил в «миру». Отец Владимира и Феодосия, которые тоже были живописцами и помогали ему в работах.
       Первое упоминание о Дионисии иконнике относится к 1466 – 1477 годам, когда он вместе со старцем Митрофаном (возможно, его учителем) работают в Боровском Пафнутьевом монастыре под Москвой. Об этом сообщает «Житие Пафнутия Боровского» (составленное между 1500 – 1515 годами), в котором их называют «прославленными живописцами», работам которых «дивились сами самодержцы русской земли». К сожалению, из многочисленных работ, созданных в эти годы ничего не сохранилось (собор в конце XVI века был перестроен, сбитые со стен при перестройке фрагменты фресок хранятся ныне в Боровском музее и в Центральном музее имени Андрея Рублева).
       Далее жизнь Дионисия была связана с Москвой. В 1482 году он восстановил после пожара чтимую икону «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском кремле. Как сообщает Софийская летопись: «в лета 6990 (1482) сгоре икона Одигитрие во церкви каменой святаго Вознесения, чюдная святая Богородица греческаго писма, и написа Денисей иконник на той же доске и в той же образ». Ныне икона находится в Третьяковской галерее.
       Для главного храма земли Русской – Успенского собора Московского Кремля Дионисий написал свои знаменитые житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия. (Иконостас и стенные росписи Успенского собора, выполненные под руководством Дионисия, почти не дошли до нашего времени и вызывают споры среди специалистов). Житийные иконы в творчестве мастера играли особую роль. Следует отметить, что большинство из них Дионисий посвятил русским святым. Многие из созданных мастером житийных икон стали образцами, которые в дальнейшем повторяли, часто менялся состав клейм, но сохранялся найденный Дионисием принцип изображения. Иконы митрополитов Петра и Алексия открывают целую галерею подобных памятников. По композиции, живописно-пластическому и образному решению обе иконы близки между собой. И в той, и в другой – большие средники, в которых свободно размещены исполненные величия стоящие фигуры митрополитов. Митрополиты Петр (? – 1326) и Алексий (1292/98 – 1378) призывали к национальному единству и всемерно поддерживали русских князей в борьбе с Золотой Ордой. Наиболее значительные эпизоды их жизни (жития) и совершенные ими уже посмертно «чудеса» располагаются по сторонам центральных изображений в среднике. (Эти повествовательные эпизоды вокруг средника называются «клеймами», повествование развертывается горизонтально, слева направо, подобно строкам книги). В житийных иконах дионисиевского круга устойчиво соблюдается порядок клейм: верхний ряд – начало жития до поставления в сан, по сторонам – прижизненные события, в нижнем ряду – преставление (смерть), открытие и перенесение мощей и посмертные чудеса.
       На протяжении 80-90-х годов Дионисий неоднократно работал в Волоколамске, где с сыновьями Феодосием и Владимиром украшал фресками Успенский собор в Иосифо-Волоколамском монастыре, освященного в декабре 1485 года. Дионисий был приглашен игуменом монастыря, видным общественным деятелем и публицистом Иосифом Волоцким, который познакомился с художником еще в Пафнутьевом монастыре. Автор «Жития Иосифа Волоцкого», отзываясь об этой росписи, называет Дионисия и работавших с ним мастеров «лучшими и искуснейшими в Русской земле иконописцами». Кроме стенных росписей были созданы иконы для иконостаса, значительная часть их была выполнена самим Дионисием, что следует из монастырской описи 1545 года. Кроме того, опись называет много других икон письма Дионисия и в других храмах монастыря. Построенный Иосифом Волоцким Успенский собор, был разобран в XVII веке. Из находившихся в нем икон до нас дошли только три, из них следует упомянуть «Богоматерь Одигитрия» (1485 года). Несмотря на значительные утраты первоначальной живописи, в ней опознается бесспорное произведение Дионисия.
       В 1499 году или 1500 году художник со своими «чадами» (детьми) отправились на Белоозеро, где писали иконы для иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды, а также выполняли некоторые заказы для Кирилло-Белозерской обители. Икона «Спас в силах» из деисуса и три иконы из праздничного чина (ряда) – это все, что осталось от написанного Дионисием трехъярусного иконостаса Павло-Обнорской обители. На обороте иконы «Спас в силах» сохранилась древняя надпись об авторстве Дионисия: «В лето 7008 (1500 г.) писан деисус и празъники и пророци Денисьева письмини». (В Древней Руси иконописцы не писали свои имена на иконах, подписные работы встречаются чрезвычайно редко, вероятнее всего, их надо расценивать не как авторские, а как памятки владельцев).
       Икона «Распятие» по праву считается одним из самых совершенных произведений Дионисия. Удлиненные, изысканные пропорции; сверкающий золотой фон; насыщенные краски, разнообразные по цвету: красный, розовый, вишневый, светло-бирюзовый, несколько оттенков зеленого и несколько оттенков охр; поверх основного цвета одежд положены прозрачные подцвеченные белильные высветления в тон. Несмотря на трагическое событие, запечатленное на иконе, ее торжественный просветленный строй утверждает победу над смертью, ведь вслед за распятием грядет великое торжество – Воскресение Христово.
       О монументальном искусстве Дионисия можно судить по фрескам церкви Рождества Богородицы в древнем Ферапонтовом монастыре, расположенным среди живописных просторов Белозерского края (ныне Кирилловский район Вологодской области). Фрески были выполнены в 1502 году. Здесь Дионисий снова работал со своими сыновьями, о чем сообщает надпись над северной дверью Рождественского храма. Ферапонтовские фрески – едва ли не лучший по сохранности ансамбль средневековых русских стенописей. Исследователи видят в нем своего рода эталон живописи Дионисия.
       Не позднее весны 1503 года Дионисий возвращается в Москву, после этого сведения о художнике теряются. Датой кончины Дионисия условно считается 1503 год. Но его сыновья и члены артели продолжали трудиться, сохраняя дионисиевский стиль.
       Искусство Дионисия одно из главных направлений в искусстве конца XV – начала XVI веков. Влияние его творчества так или иначе ощущается в большинстве произведений этой эпохи, вплоть до второй половины XVI века.