Ф.П.Толстой. Медаль. Битва Бородинская. 1812 год. 1834

Один из самых известных представителей графского рода Толстых Федор Петрович (1783-1873) избрал в начале 19 века редкую для аристократа профессию: он решил стать художником. Для этого молодой человек оставил военную службу и стал вольнослушателем Академии художеств. Граф чувствовал влечение к скульптуре, его учителем стал известный скульптор профессор И.П. Прокофьев. Оставаясь преданным поклонником античного искусства, Толстой был приверженцем классических линий и пропорций, его искусство сдержанно, возвышенно и благородно. Наиболее ярко начинающий мастер проявил свой самобытный дар в медальерном искусстве и технике восковых рельефов, что требовало от автора прекрасного владения технологией, тщательности в исполнении, твердости руки, точности глаза и безупречного вкуса. Самые известные восковые рельефы Толстого начала века - "Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон", "Купающиеся дети", "Душенька" - сделали графа заметной фигурой среди русских скульпторов.

В 1810-х годах мастер увлекся медальерным делом, которому он сумел придать черты настоящего высокого искусства. Начало работы художника как медальера связано с Петербургским Монетным двором, куда в 1810 году он получил назначение. Толстой считал, что медальер должен всю работу по созданию медалей - начиная от первоначального рисунка до выбивания готовой формы в металле - уметь делать сам. Для чего он овладел всеми операциями сложной техники изготовления медалей. Медаль, по его мнению, должна быть ясной и доходчивой, "чтобы каждый мог понять сразу, по какому поводу она выбита". Первые медали Толстого отличаются классической строгостью композиции, красотой контуров, плавностью ритмов и точностью рисунка. "Сочинение поручаемых мне медалей, - писал Ф. П. Толстой, - я полагал производить в античном греческом виде, как лучшем в изящных искусствах, строго соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех лиц, при которых совершилось долженствующее быть изображенным на медали известное событие…"

Подлинную славу и известность художник снискал после создания серии медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. "Я русский и горжусь сим именем, - писал Ф. П. Толстой в дни Отечественной войны, - желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней… может и посредственный талант так одушевить, что он вниидет во врата грядущих времен… я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского".

Работа над медалями продолжалась более 20 лет, за это время Федор Толстой создал двадцать одну скульптурную композицию. Каждый барельеф был исполнен в различных материалах: в металле, гипсе, воске. Они украшали интерьер в виде гипсовых медальонов или были гордостью коллекции нумизматов в виде небольших бронзовых медалей, при этом неизменно пользовались большим успехом как в России, так и по всей Европе.

В медали "Битва Бородинская" на нейтральном фоне изображены три фигуры сражающихся ратников, которые символически представляют целое сражение. Слева представлен русский воин в островерхом шлеме и кольчуге, в его руках копье и щит. Он отражает удары своих соперников, преодолевая их натиск. В каждом движении напряженных мускулов, в энергичном взмахе руки, в решительном наклоне головы чувствуется внутренняя сила и энергия. Переплетающиеся силуэты тел персонажей, сталкивающиеся линии мечей, копья, щитов - все придает происходящему драматизм. Композиция "Бородинской битвы" отличается устойчивостью и равновесием, она четко вписана в трапецию. Герои, фигуры которых обрисованы мягкими линиями и слиты в единую группу, выглядят монументальными гигантами. Выразительность силуэта и ясность замысла позволяют отнести медальон, посвященный Бородинскому бою, к шедеврам русского медальерного искусства.

Разнообразие талантов Федора Толстого удивительно: он был великолепным графиком, широко известны его иллюстрации к поэме И.Ф. Богдановича "Душенька", неизменной популярностью пользовались его тонкие акварели. Толстой стал автором нескольких живописных картин, граф также был увлечен театральным искусством и работал над декорациями к балетам "Эолова арфа" и "Эхо". Также он много времени уделял общественным обязанностям и государственной службе. Сначала граф служил в Эрмитаже, затем медальером на Монетном дворе, позже он стал преподавателем медальерного класса в Академии. В дальнейшем заслуги скульптора будут отражены в назначении вице-президентом Академии художеств, Толстой станет профессором скульптуры и получит чин тайного советника.

Справочная информация

Род Толстых - дворянский и графский род Толстых происходит от древней германской фамилии. Их предком был Индрис, который в середине XIV века покинул пределы Германии и вместе с двумя сыновьями поселился в Чернигове. Здесь он принял крещение и получил имя Леонтия. Родоначальником Толстых стал правнук Индриса, Андрей Харитонович, который переселился из Чернигова в Москву и здесь уже от Василия Темного получил прозвище Толстой, которое впоследствии стало передаваться и его потомкам. Первые из представителей этой фамилии были военными. Эта традиция сохранялась всеми поколениями Толстых, однако впоследствии многие Толстые прославили свой род и как видные государственные чиновники, и как деятели искусства и литературы.

Медальерное искусство - искусство изготовления монет и медалей, особая область мелкой пластики, родственная глиптике. В качестве материала для монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и другие), которые благодаря их относительной прочности и гибкости позволяют добиться чёткости мелкофигурных изображений. Медальерное искусство возникло в Древней Греции с появлением монет (рубеж 8 и 7 веков до н. э.). Медальерное искусство подчинено основным стилевым закономерностям развития искусств пластических, но имеет и ряд особенностей. Для медальерного искусства характерны: устойчивость иконографических типов и композиционных приёмов, связанных с необходимостью вписать изображение в заданную форму (главным образом, в круг) и добиться органичного композиционного сочетания изображений с надписями; поиски ясных и лаконичных пластических решений, способствующих облегчению восприятия изображений; широкое применение символов, эмблем, аллегорий.

Аллегория - художественное обособление отвлечённых понятий посредством конкретных представлений. Религия, любовь, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые им качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению, например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года - посредством соответствующих им цветов, плодов или же занятий, справедливость - посредством весов и повязки на глазах, смерть - посредством клепсидры и косы.

Бородинское сражение 1812 г. - генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. между русскими и французскими армиями. Состоялось 26 августа 1812 г. у села Бородино. Правый фланг и центр позиции занимали войска 1-й армии (М. Б. Барклай-де-Толли), левый фланг силы 2-й армии (П. И. Багратион). Общая численность русской армии составляла 154,8 тыс. человек, включая 2 тыс. казаков и 28,5 тыс. ополченцев при 640 орудиях. Французская армия имела 133,8 тыс. человек и 587 орудий. Битва началась в 5 ч 30 мин утра канонадой с обеих сторон. Вскоре войска вице-короля Италии Е. Богарнэ овладели с. Бородино и выдвинули туда артиллерийские батареи. Наполеон попытался сломить оборону войск Багратиона. Ему удалось это сделать лишь после ряда упорных атак, ценой больших потерь. В битве был смертельно ранен сам Багратион, замененный П. П. Коновницыным. После атаки на левый фланг Наполеон перенес главное направление удара на центр русской армии, открыв против него огонь из 400 орудий. В этих условиях Кутузов перебросил часть сил с правого фланга. В результате французы не смогли прорвать центр русской армии. С наступлением темноты обе армии были отведены с поля боя. Французы потеряли, по их оценкам, свыше 28 тыс. человек, а по данным русских, от 50 до 58 тыс. человек, в том числе 49 генералов. Потери русских сил составили 45,6 тыс. человек, в том числе 29 генералов. Первоначально русская армия собиралась утром продолжить бой. Однако расстройство рядов и отсутствие сильных резервов (их было не более 5 тыс. чел., в то время, как у французов - 19 тыс.) вынудили Кутузова оставить поле сражения и отвести армию к Москве.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева