1. Что изучает биология? Признаки живого.

Учитель(далее -"У") спрашивает детей, изучали ли они биологию раньше, знают ли они, что означает слово «биология» и на каком языке. Дети(далее -"Д") высказываются.
У: слово «биология» написано сразу на двух языках: греческое «БИОС» - жизнь, и, действительно, «логос» - от латинского «наука». Как же мы запишем, что такое «биология»?
Ученики формулируют и записывают в тетради.
У: сможете ли вы отличить живое от неживого?
Д: да.
Учитель предлагает разделиться на группы (по 4 человека) и дает 3 минуты на обсуждение в группах 4 объектов: картофелина, яйцо, бревно, стиральная машина. Что живое, а что неживое? Нужно ответить и дать обоснование.

Далее по очереди заслушиваются выступления групп. Ученики должны выслушать группу, а затем каждый следующий выступающий относится к предыдущему выступлению, либо дополняя его своей аргументацией (в случае согласия), либо опровергая предыдущего оратора и доказывая точку зрения своей группы.

Примеры детских выступлений и работы учителя с ними:

Д: Картофелина растет в земле и прорастает. Она живая.
У: Вы видели, как прорастает картофелина? Где она прорастает даже в совсем неподходящих условиях?
Д: Картофелина должна получать воздух из почвы. Она живая.
У: А что будет, если картофелину лишить воздуха?
Д: Она сгниет
Д: У картофеля корни впитывают воду. Они живые.
У: Если ты прольешь на штаны чай, он впитается?
Д: Яйцо живое. Оно дышит. В скорлупе есть маленькие дырочки.
У: Как доказать, что оно дышит?
Д: Закрыть в банку.
У: Намазать воском, покрыть лаком…

Учитель предлагает сформулировать признаки живого. Ученики называют: живое дышит, двигается (возникают сомнения в движении растений, учитель напоминает о ростовых движениях, вспоминаются подсолнух, одуванчик), состоит из клеток, растет, плодится, нуждается в еде, воде, нуждается в условиях для жизни (тепле)

На доске (учитель) и в тетрадях (ученики) постепенно появляется следующий список, озаглавленный «Признаки живого (наши мысли)»:
1) состоит из клеток
2) поглощает воздух (или часть воздуха)
3) выдыхает воздух (измененный)
4) поглощает воду и еду. Ученики отмечают, что «поглощают еду» верно для животных.
5) в живом идут определенные процессы (формулировка детская) .
6) живое растет
У: У кого есть кошка или собака? Кто помнит, как они выглядели, когда были маленькими. А сейчас?
Дети описывают.
У: Значит не только растет», но и? Д: изменяется. У: развивается. (дополнительные примеры с семенем и растением, яйцом и курицей)
7) живое движется.
8) живое размножается.