А.Г. Венецианов. Спящий пастушок. Между 1823 и 1826

В небольшом по размеру холсте «Спящий пастушок» Венецианов впервые создает тот тип композиции, который займет значительное место в его дальнейшем творчестве. Выставленная в 1826–1827 гг. в Обществе поощрения художников в Петербурге работа поразила зрителей новаторством художественного решения, сочетающего бытовую достоверность мотива и точность деталей с высотой обобщения.

Сюжет, если вообще здесь можно говорить о нем, очень прост. На первом плане, справа, прислонясь спиной к стволу березы, дремлет крестьянский мальчик – пастушок. Его неподвижная фигура композиционно отделена от пейзажного фона, что позволяет передать безграничную широту и глубину ландшафта. Венецианов изображает вид на реку Ворожбу из окон своего дома в селе Сафонково Тверской губернии. В мягких, стелящихся берегах протекает речка. На противоположной стороне видна слегка холмистая, типично русская равнина с пожелтевшими нивами, перелесками, одинокими елями, сараем и ветхим плетнем. Тонкие свето-цветовые переходы создают почти осязаемое ощущение как бы замедленного летним зноем, но непрерывного и бесконечно многообразного течения жизни.

Неизъяснимый покой, тишина, отсутствие движения – все складывается в восхитительный, исполненный поэзии гимн извечному, непреходящему. В картине полновластно царит покой. Но человеческий покой зыбок и краткосрочен. И он не знает всепоглощающей полноты. Против воли и желания художника вошедший в работу некоторый оттенок позирования, как это ни парадоксально, глубже развивает авторский замысел: чуть заметная напряженность фигуры мальчика, призрачность сна усиливает великий покой, исходящий от дыхания природы. Земля живет своей тихой, тайной жизнью, отстраненной от суетности человеческого бытия. Силою художественного претворения ничем, ни в чем не приукрашенная реалия превращена в высокую поэзию, возведена, по любимому выражению Гоголя, в «перл создания».